iismene (iismene) wrote,
iismene
iismene

Category:

Тринадцатая сказка, Диана Сеттерфилд

"Тринадцатая сказка" - дебютный роман Дианы Сеттерфилд, опубликованный, когда автору исполнилось 42 года. До этого она занималась историей литературы и... мечтала написать книгу. Но стеснялась. Смущало сравнение с любимыми произведениями. В итоге она решила позволить себе написать если не особенный роман, то хоть какой-нибудь. И написала. Сетевая легенда, из тех, что при таком бюджете создают профессиональные маркетологи с пиарщиками, представляет дальнейшую судьбу романа как череду счастливых случайностей. Автор решила опробовать результат своих трудов на литературном конкурсе, рукопись попала в шорт-лист, на посвященном этому событию банкете клубились литагенты, прочитавшие шорт-лист в полном объеме. Один из них сделал комплимент, а автор "по сделанному домашнему заданию", уже знала, что это за специалист, и рассыпалась в ответных. На этом месте все нашли друг друга: автор, литагент, издательство, увесистый гонорар, многомиллионные тиражи, список бестеллеров и слава. Прекрасная история сама по себе, надо ли дальше еще и про книгу?

"Тринадцатая сказка" - современная интерпретация готического романа: напряжение и необъяснимая тревога в ассортименте. Так же фигурируют семейные проклятия и привидения, мотив непознаваемости рока, загадочная природа человека, тайна личности и происхождения, связывающего злодея и потерпевших (как положено, по результатам инцеста). Еще присутствует мистификация обыденного, с обязательным для готического романа рациональным объяснением. Весь этот ворох вписан в реалии современной жизни. Автор играет еще и с аллюзиями. Где-то давая прямую отсылку вроде "а давайте глянем, чем Джен Эйр может обернуться в наши дни", где-то просто вплетая в текст. Антураж выписан так, что наблюдать за деталями интересно само по себе.

Так же к достоинствам романа относятся колоритные персонажи, каждый со своим набором психологических проблем. Система персонажей выстроена так, что роман запросто можно прочитать только ради того, чтобы затем с интересом проанализировать ее саму по себе. Лихо закрученная интрига, которая держит в напряжении, поскольку стоит возникнуть ощущению, что догадался, "куда автор ее выкрутит", она тут же вворачивает что-то неожиданное, а то и вводит новую сюжетную линию.

Общая канва собирается из череды "маленьких историй". И каждая из них соответствует писательскому кредо, заявленному одним из персонажей: хороший сюжет должен иметь завязку, развитие, кульминацию, развязку, и следовать они обязаны именно в таком порядке.

Выбрать из книги "привлекательных цитат, разжигающих интерес" затруднительно, поскольку она разнообразна, и фрагмент, взятый отдельно, способен свести впечатление к одной какой-то грани.

Но, тем не менее, приведу то, что лично мне сильнее всего "срикошетило" при чтении. Я как раз сейчас много думаю о сложных отношениях биографий и прозы.
[Цитата]"– Жизнь – это компост.
Я заморгала в растерянности.
– Вы находите мои слова странными, но так оно и есть на самом деле. Весь мой опыт, все события моей жизни, все знакомые мне люди, все мои воспоминания и мечты, все прочитанные мною книги – все это годами сваливалось в одну компостную кучу и постепенно перегнивало, превращаясь в темное жирное органическое вещество. Процесс разложения сделал это вещество однородным; из него уже не вычленить отдельные компоненты. Иные люди называют это воображением, но я воспринимаю его как большую кучу компоста. Время от времени я беру какую-нибудь идею, помещаю ее в компост и жду. Идея питается темным веществом, некогда именовавшимся жизнью, берет из него энергию и начинает идти в рост. Пускает корни. Дает побеги. И так далее, пока в один прекрасный день из идеи не вырастает рассказ или роман.
Я кивнула, впечатленная образным сравнением.
– Читатели, – продолжила мисс Винтер, – жалкие глупцы. Они уверены, что каждое литературное произведение является автобиографическим. Это утверждение справедливо, однако совсем не в том смысле, как им представляется. Жизненный опыт автора должен хорошенько перегнить, чтобы стать питательной средой для произведения. Надо дать ему разложиться. Вот почему я не позволяю репортерам и биографам копаться в моем прошлом, вытаскивая на свет отдельные кусочки и консервируя их в виде текста. Чтобы писать книги, я должна сохранять нетронутым свое прошлое как удобрение для новых идей."

Tags: книги
Subscribe

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Роботы все совершеннее

    В рамках восстановления справедливости. Был случай, ругалась я на книжного робота лайвлиб, который "лично для меня" на основании моих оценок и…

  • 5 любимых книг (флешмоб)

    Начальные абзацы пяти любимых книг. Рано поутру я редко бываю в форме, а уж тем более в первые дни йоркширской весны, когда пронизывающий…

  • Чеслав Милош, "Долина Иссы"

    Кажется, я только что дочитала свой "роман года" 2021. Это "Долина Иссы" Чеслава Милоша. В небольшом для романа объеме - многообразие и глубина…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments