iismene (iismene) wrote,
iismene
iismene

Category:

Игрушечный дом Туве Янссон

Это мой собственный пост, просто я его разместила для начала в сообществе, поскольку там может оказаться еще и полезным. Но у меня же про такие вещи тоже должна быть полная картинка? Оригинал взят у iismene в Игрушечный дом Туве Янссон. На книжную полку
Туве Янссон писала не только о Муми-троллях! Узнав сей факт, я взволновалась и ринулась читать. Самым привлекательным показался заголовок "Летняя книга", видимо, по контрасту со снегом, что завалил нас после декабрьских ливней. Отдельно повесть найти не удалось, читала в составе книги "Игрушечный дом", выпущенной "Амфорой", куда, по-моему, вошли сразу несколько сборников.

Иллюстрация Туве Янссон

Их объединяет сквозной сюжет: девочка-сирота проводит лето на острове с бабушкой и папой. Бытописательная сторона "островных будней" очень напоминает, например, Астрид Линдгрен, "Мы на острове Сальткрокка". Переклички возникают даже на уровне чисто внешних, сюжетных совпадений, видимо, потому, что у скандинавов летние дачи на островах - национальная особенность образа жизни. Можно смело сравнивать, например, рассказ Янссон "Сосед" и главу из книги Линдгрен "Червен зарабатывает три кроны". У Линдрен директор Карлберг с противной дочкой Лоттой только собирается купить Столярову усадьбу, чтобы перестроить ее в "пунгало", а новелла Янссон начинается с того, что "Какой-то директор выстроил себе виллу на Острове чаек." Совпадает и идейно-тематический строй - вторжение чужаков, нарушающих привычное течение жизни, разрушающих гармонию бытия, - и детали. Детали совпадают до смешного: у Янссон - маленькая черная собачка, трясущаяся от злобы и страха, лает и пытается ухватить бабушку за пятку, у Линдгрен - маленький белый пудель ("Грозой города считали его обывательницы в Нортелье. «Он строит из себя породистую собаку», — сказала не далее как вчера одна из них, когда Муссе кинулся на ее громадного боксера.") В обоих случаях конфликт рассматривается как столкновение чужаков, "строящих из себя породистых" и естественного образа жизни, подчиненного каким-то едва ли не природным ритмам. И книга Янссон очень хорошо дополняет и оттеняет Линдгрен, углубляя впечатление. Хотите не просто понять, но прочувствовать, на что похожа островная жизнь? Тогда читать обязательно!

Также бросается в глаза перекличка и с собственными книгами Янссон. Мир девочки Софии, живущей с папой и бабушкой, почти не отличается от мира маленького Муми-тролля, ну разве что у него есть не только Папа, но и Мама, и оба они пишутся с заглавной буквы. А так те же примерно события и разговоры, в которых из повседневных, на первый взгляд, совершеннейших пустяков так и проглядывает что-то, куда более глубокое и существенное. И удивительное чувство важности и значимости всего происходящего. Цитату из "Папы и море" "Они всегда были заняты. Рано или поздно Муми‑мама заспешит от кухни к кладовке – принести колбасу и масло. Или к картофельной грядке. Или к дровяному сараю. Каждый раз у нее был такой вид, словно она шла совершенно незнакомым и удивительным путем. Куда – никто не мог сказать наверняка. Она могла направляться по каким‑то секретным делам, которые считала интересными, или играть в свою собственную игру, или бродить просто ради того, чтобы бродить" с легкостью можно отнести к Софии и ее бабушке. Они постоянно обнаруживают что-то удивительное в, казалось бы, хорошо знакомом, что угодно превращают в серьезную игру, а то и бродят, просто ради того, чтоб бродить. И, подслушивая их разговоры, трудно сказать, то ли София не по возрасту умна, то ли бабушка от старости начала впадать в детство, но они - удивительно созвучны друг другу в отношении к миру, его восприятии и переживании. Вот и думай, сколько реальности в любой сказке и наоборот, сказки, которую мы привычно не замечаем, в обыденной жизни.

Книгу можно смело рекомендовать к прочтению всем, заинтересованным в развитии собственных писательских навыков. В ней есть, чем поучиться, читая вдумчиво и аналитически:

1. Построению рассказа. У новелл, вошедших в сборник, заметно различается объем. При этом каждая из них обладает полностью завершенным, хорошо выстроенным и целостным сюжетом.
2. Введению деталей. Туве Янссон вводит их с потрясающим мастерством, удивительно точными штрихами.
3. Построению диалогов.


Ну, и напоследок "рекламный фрагмент", одна из маленьких новелл полностью. Приятного чтения всем заинтересовавшимся!

[Spoiler (click to open)]Лунный свет

Это случилось в полнолуние, в апреле, когда море было еще покрыто льдом. София проснулась и вспомнила, что они вернулись на остров и что спит она теперь на маминой кровати, потому что мама умерла. В печке вовсю полыхал огонь, языки пламени, казалось, доставали до самого потолка, к которому были подвешены для просушки сапоги. София спустила на холодный пол босые ноги и подошла к окну.

Лед был черный, и на нем, посреди этой черноты, София увидела за открытой заслонкой полыхающий в печке огонь, и даже два огня, один подле другого. Во втором окне на земле тоже горели два костра, а в третьем дважды отражалась вся комната, с чемоданами, сундуками и ящиками с откинутыми крышками, а в ящиках, чемоданах и сундуках этих было полным-полно мха, снега и пожухлой травы. И все это посреди кромешной тьмы. Софии показалось, что вдали, на горе, она разглядела рябинку, а неподалеку от нее двух детей. И темно-синее небо над ними.

София снова легла на кровать и стала смотреть на огонь, плясавший на потолке, и, пока она лежала, остров постепенно наступал на их дом, все ближе и ближе. И вот они уже спали на прибрежном лугу, на ее одеяле белели снеговые пятна, а море все наступало. Кровати заскользили по черному льду, в полу раскрылся узкий фарватер, и все их чемоданы и сундуки выплыли по нему на лунную дорожку. Полные тьмы и мха, они были открыты и покидали их дом навсегда.

София протянула руку и осторожно тронула бабушку за косу. Бабушка сразу же проснулась.

— Послушай, — прошептала София, — я видела два огня в окне. Почему там два огня, а не один?

Бабушка задумалась и ответила:

— Потому что у нас двойные рамы.

Помолчав минуту, София спросила:

— Ты точно знаешь, что наша дверь заперта?

— Она открыта, — сказала бабушка. — Она всегда открыта, спи спокойно.

София завернулась в одеяло. Она подождала, пока весь остров не выплыл на лед и не стал удаляться к горизонту. А когда София уже засыпала, встал с постели папа, чтобы подбросить дров в печь.


Tags: Астрид Линдгрен, Туве Янссон, книги
Subscribe

Posts from This Journal “Туве Янссон” Tag

  • Игрушечный дом муми-троллей

    Снимки писательницы Туве Янссон на фоне игрушечного дома муми-троллей. Для любителей кукольных миниатюр. "Ваши планы не обязательно должны быть…

  • Январь, читательский дневник

    Решила завести дневник чтения, которого избегала даже в школьные годы, чтобы в конце года проверить кое-какие смутные подозрения. Дело в том, что я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Posts from This Journal “Туве Янссон” Tag

  • Игрушечный дом муми-троллей

    Снимки писательницы Туве Янссон на фоне игрушечного дома муми-троллей. Для любителей кукольных миниатюр. "Ваши планы не обязательно должны быть…

  • Январь, читательский дневник

    Решила завести дневник чтения, которого избегала даже в школьные годы, чтобы в конце года проверить кое-какие смутные подозрения. Дело в том, что я…