iismene (iismene) wrote,
iismene
iismene

Categories:

Кальман Миксат. Зонт Святого Петра.

Цитата из романа.
Вот каким образом вдова Мюнц попала в Бабасек, и приняли ее там с большим почетом, предупреждали всякое ее желание, только что на руках не носили. (И правильно делали, ибо госпожа Розалия весила что-то около двух центнеров.)
Вначале многим не нравилось, что магистрат приобрел для города не еврея, а еврейку — ведь насколько респектабельней, горделивей звучали бы случайно оброненные бабасекцем слова: «А наш еврей сказал то да это. Наш Мориц или Тобиаш сделал то или это»; на долю же бабасекцев досталось лишь: «Наша еврейка или наша Розалия», — а этого, в общем-то, было мало и звучало чересчур скромно. Одним словом, в Бабасек следовало привезти, конечно, еврея с длинной бородой, с горбатым носом и, лучше всего, с рыжими волосами — вот это был бы настоящий еврей!
Но господин Конопка, самый башковитый из членов магистрата, который как раз и вел переговоры с Розалией Мюнц и самолично выезжал за ней и за ее скарбом с подводами в Бестерце, собственноручно украсив цветами лошадей, коим выпало доставить сию почтенную особу, господин Конопка резко оборвал недовольных, приведя в доказательство аргумент, который сбивал не хуже, чем камень, пущенный из пращи Давида.
— Дурни вы, дурни! Правила ведь когда-то в Венгрии королева, что ж теперь еврейке не держать в Бабасеке лавку?
Что правда, то правда — и понемногу все успокоились и даже похваливали избранницу магистрата, когда на пурим или, скажем, на кущи со всего света съезжались семеро сыновей Мюнц и на виду у целого города прохаживались по рыночной площади в праздничных господских костюмах, в ботинках со шнурками и в шляпах-котелках.
Жители Бабасека не выдерживали, выползали в свои садочки и, прямо-таки раздуваясь от гордости при виде столь внушительного зрелища, обменивались замечаниями через плетень:
— Говорю тебе, сват, уж коли наш город не город, тогда и нетопырь козявочка!
— Само собой, — поглаживая пузо, отвечал сват, — Пелшёцу и в десять лет не перевидать столько евреев.
Старуха Мюнц, сидя на своем обычном месте в дверях лавки, с очками в медной оправе на носу — уж одни эти очки облагораживали Бабасек, придавали ему городское обличье — и с неизменным вязаньем в руках, тоже любовалась сыновьями; надо сказать, эта старая женщина обладала приветливым, симпатичным лицом н в своем белоснежном с оборкой чепце так была под стать рынку, и побеленным хатам, и чинному фасаду магистрата, что всякий прохожий, шествуя мимо, непременно приподнимал шляпу, точно так, как делал это перед памятником св. Яну Непомуку. (В конце концов в Бабасеке только и было знаменитых достопримечательностей, что эти две.) Всякий как-то инстинктивно чувствовал, что маленькая кругленькая старушка своими руками ткет канву будущего расцвета Бабасека.
— Бог в помощь, молодайка! Как живете-можете?
— Слава богу, сыночки.
— Как дела в лавке, молодайка?
— Слава богу, сыночки.
Люди радовались, и как еще радовались, что их «молодайка» прытка, как ящерица, крепка, как орешек, и богатеет на глазах день ото дня; повсюду, куда бы ни попали бабасекцы с подводой или фургоном, не могли они нахвалиться своею еврейкой.
— Нашу Розалию прямо разносит. Черт подери, оперяется наша Розалия. В одном Бабасеке такое возможно. Золотое дно наш Бабасек. Край непочатый… В Бабасеке жить еще можно.
Что и говорить, баловал народ молодайку Розалию. Ведь ей-то по-настоящему все семьдесят стукнуло, а ее только так и величали: «mlada pani» (молодая дама). В этом, безусловно, тоже была своя логика. Раз уж король захватил себе все лучшие титулы и раз ему одному дозволялось распоряжаться ими, народ, почувствовав себя суверенным, дарует как звание молодость. Вот я и говорю: уважали в том городе молодайку Розалию, во всем, как могли, угождали ей, и когда через несколько лет стали возводить для нее на рынке каменный дом, каждый хозяин, имевший подводу, долгом своим почитал обернуться раза три-четыре за камнем или за лесом, а батраки, те безо всякого выходили отработать денек и не брали за это платы; бездельников, которые бы норовили отвертеться, почти и не было, — таких разделывали под орех.
— Конченый человек, — сокрушались о лодыре те, кто поразумней да поблагороднее. — Никого не почитает: ни бога, ни батюшку, ни еврея.
Муниципальные власти дошли до того, что, по предложению дальновидного бургомистра Бабасека Яноша Мравучана, при переделе приусадебных земель специально выделили два участка: один под синагогу, другой под еврейское кладбище, хотя в городе и была одна-единственная еврейка.
А ведь если подумать, так не все ли равно? Будущее — оно впереди, и кто знает, что еще ждет их в этом будущем. Зато какое удовольствие, когда можно этак совсем небрежно вставить в разговор с чужаками: «Так ведь от бабасекского еврейского кладбища до места того рукой подать», или: «Совсем с синагогой рядом», — или еще что-нибудь в этом роде.
Городишки помельче, расположенные с Бабасеком по соседству, захлебываясь от злости и зависти, ядовито шипели за спиной у счастливчиков:
— Ох, уж эти бабасекцы! Нос до небес задрали, паршивцы!

Tags: книги, цитаты
Subscribe

Posts from This Journal “цитаты” Tag

  • Новое слово

    С подачи mint_lavender читаю первый в своей жизни эстонский роман. "Возможность выбора" называется. Пока что роман рассказывает, что…

  • Цитата с лайвлиб

    Статья про десять культовых книг, утративших свою значимость. Я было начала с автором соглашаться, всеобщей любви к тому же Селинджеру, например, я…

  • Еще цитата из Ирвина Ялома

    Почему одних все, что не убивает, делает сильнее, а некоторые так и вянут, хотя живут без особых жизненных испытаний. А это, оказывается, как раньше…

  • Эта ужасная свобода. Цитата из Ирвина Ялома

    Читаю Ирвина Ялома, "Экзистенциальная психотерапия". Он предлагает подставить в базовую динамическую структуру, предложенную Фрейдом (влечение -…

  • Культурный шок: с какой стати Чандлер негр?

    Культурные различия - они такие культурные различия. Иногда читаешь и недоумеваешь. Вот Стивен Кинг в своих писательских мемуарах рассуждает о…

  • Баркер Эрик. Лаять не на то дерево

    Цитата из книги. Вот мне интересно, в Молдове действительно все так запущено? В психологии есть закон "разбитых окон", который гласит, что если…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Posts from This Journal “цитаты” Tag

  • Новое слово

    С подачи mint_lavender читаю первый в своей жизни эстонский роман. "Возможность выбора" называется. Пока что роман рассказывает, что…

  • Цитата с лайвлиб

    Статья про десять культовых книг, утративших свою значимость. Я было начала с автором соглашаться, всеобщей любви к тому же Селинджеру, например, я…

  • Еще цитата из Ирвина Ялома

    Почему одних все, что не убивает, делает сильнее, а некоторые так и вянут, хотя живут без особых жизненных испытаний. А это, оказывается, как раньше…

  • Эта ужасная свобода. Цитата из Ирвина Ялома

    Читаю Ирвина Ялома, "Экзистенциальная психотерапия". Он предлагает подставить в базовую динамическую структуру, предложенную Фрейдом (влечение -…

  • Культурный шок: с какой стати Чандлер негр?

    Культурные различия - они такие культурные различия. Иногда читаешь и недоумеваешь. Вот Стивен Кинг в своих писательских мемуарах рассуждает о…

  • Баркер Эрик. Лаять не на то дерево

    Цитата из книги. Вот мне интересно, в Молдове действительно все так запущено? В психологии есть закон "разбитых окон", который гласит, что если…