iismene (iismene) wrote,
iismene
iismene

Category:

Цитата на память

Уильям Сомерсет Моэм из "Подводя итоги" о ясности писательского слога. Сомерсет Моэм с 1948 года (он 1874 года рождения, считайте сами, сколько ему тогда было лет) перестал писать художественную литературу, будь то пьесы, романы или рассказы. Но до самой смерти писал эссе, в основном окололитературного или биографического характера. "Подводя итоги" - одно из них, писателю на момент написания было около 80 лет.

"Меня всегда раздражали писатели, которых можно понять только ценою больших усилий. Достаточно обратиться к великим философам, чтобы убедиться, что самые тонкие оттенки смысла можно выразить совершенно ясно. Я допускаю, что вам нелегко будет понять мысль Юма и, если у вас нет философской подготовки, вы, конечно, не уловите всех ее разветвлений; но значение каждой отдельной фразы поймет любой мало-мальски образованный человек. Редко кто писал по-английски так изящно, как Беркли. Писатели бывают непонятны по двум причинам: одни по небрежности, другие — нарочно. Многие люди пишут непонятно, потому что не дали себе труда научиться писать ясно. Такую непонятность часто, слишком часто, встречаешь у современных философов, у ученых и даже у литературных критиков. Последнее воистину достойно удивления. Казалось бы, люди, всю жизнь изучающие великих мастеров литературы, должны быть достаточно восприимчивы к красоте языка, чтобы выражаться если не красиво, то хотя бы ясно. А между тем их труды пестрят фразами, которые нужно перечитать и раз и другой, чтобы добраться до смысла. Подчас о нем можно только догадываться, потому что сказано у автора явно не то, что он хотел сказать.
А бывает, что автор и сам не уверен в том, что он хочет сказать. Он имеет об этом лишь смутное представление, которое либо не сумел, либо поленился ясно сформулировать в уме, а найти точное выражение для путаной мысли, разумеется, невозможно. Объясняется это отчасти тем, что писатели думают не до того, как писать, а в то время, как пишут. Перо порождает мысль. Опасность этого — и писатель всегда должен остерегаться ее — заключается в том, что написанное слово гипнотизирует. Мысль, облекшись в видимую форму, становится вещественной, и это мешает ее уточнению. Но такая неясность легко переходит в неясность нарочитую. Некоторые писатели, не умеющие четко мыслить, склонны считать свои мысли более значительными, чем это кажется с первого взгляда. Им лестно думать, что мысли их необычайно глубоки, а значит, их нельзя выразить так, чтобы они были понятны кому угодно. Таким писателям, конечно, не приходит в голову, что вся беда — в их неспособности к точному мышлению. И здесь опять действует гипноз написанного слова. Очень легко убедить себя, будто фраза, которую не вполне понимаешь, на самом деле сугубо значительна. А отсюда — один шаг до привычки закреплять свои впечатления на бумаге во всей их изначальной туманности. Всегда найдутся дураки, которые отыщут в них скрытый смысл. Другой вид нарочитой непонятности рядится в одежды аристократизма. Автор затуманивает свою мысль, чтобы сделать ее недоступной для толпы. Его душа — таинственный сад, куда могут проникнуть лишь избранные, если преодолеют целый ряд опасных препятствий. Но такая непонятность не только претенциозна, она еще и недальновидна. Ибо Время играет с ней странные шутки. Если в писаниях мало смысла, Время превращает их в совсем уже бессмысленный набор слов, которого никто не читает. Такая участь постигла ухищрения тех французских писателей, которых соблазнил пример Гийома Аполлинера. Бывает и так, что Время бросает резкий, холодный свет на то, что казалось глубоким, и тогда обнаруживается, что за языковыми вывертами прячутся весьма обыденные мысли. Стихи Малларме, за малыми исключениями, сейчас совершенно понятны; нельзя не заметить, что мысли его на редкость неоригинальны. У него есть красивые фразы; но материалом для его стихов служили поэтические трюизмы его времени."
Tags: Уильям Сомерсет Моэм, книги, цитаты
Subscribe

Posts from This Journal “Уильям Сомерсет Моэм” Tag

  • Очередная цитата

    из Сомерсета Моэма. На этот раз из авторского вступления к "Пирогам и пиву, или скелету в шкафу". Вначале он настаивает, что изображенный в романе…

  • Сомерсет Моэм о драматургии, цитата из эссе "Подводя итоги"

    Открываю для себя Моэма-драматурга. Я знала, что он писал пьесы, и вообще его карьера литератора устоялась с постановки "Леди Фредерик". Пьесу взяли…

  • Андре Моруа, "Фиалки по средам"

    В "Фиалках по средам" интересно посмотреть на форму, даже если содержание не затронуло. Андре Моруа (фр. André Maurois), настоящее имя Эмиль…

  • Узорный покров. Уильям Сомерсет Моэм

    Строго говоря, не читала, а перечитывала. Френд-лента про роман напомнила, удивилась, почему мои воспоминания заметно расходятся с дружественными…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Posts from This Journal “Уильям Сомерсет Моэм” Tag

  • Очередная цитата

    из Сомерсета Моэма. На этот раз из авторского вступления к "Пирогам и пиву, или скелету в шкафу". Вначале он настаивает, что изображенный в романе…

  • Сомерсет Моэм о драматургии, цитата из эссе "Подводя итоги"

    Открываю для себя Моэма-драматурга. Я знала, что он писал пьесы, и вообще его карьера литератора устоялась с постановки "Леди Фредерик". Пьесу взяли…

  • Андре Моруа, "Фиалки по средам"

    В "Фиалках по средам" интересно посмотреть на форму, даже если содержание не затронуло. Андре Моруа (фр. André Maurois), настоящее имя Эмиль…

  • Узорный покров. Уильям Сомерсет Моэм

    Строго говоря, не читала, а перечитывала. Френд-лента про роман напомнила, удивилась, почему мои воспоминания заметно расходятся с дружественными…