iismene (iismene) wrote,
iismene
iismene

Categories:

Рассказы про дверь в лучшее место

Список рассказов сходной тематики, начиная с Уэллсовской "Двери в стене", вспомогательные заметки
Антон Чехов «Черный монах» (1894, повесть)

Герберт Уэллс «Дверь в стене» (1906, рассказ) [Сюжет]герой, побывав однажды в волшебном мире с добрыми девушками и ручными пантерами, не смог в него вернуться

Лорд Дансени «Чудесное окно» (1911, рассказ) [Сюжет]Купив у странного старика в восточной одежде "волшебное окно", мелкий клерк м-р Сладден наблюдает в него сказочный Город Золотых Драконов. Однажды на город нападают, м-р Сладден, пытаясь бросить кочергу, чтобы помочь "своим" драконам, ломает окно... И больше не может наблюдать за жизнью сказочного города.

Александр Грин «Путь» (1915, рассказ) [Сюжет]У героя "мир раздвоился в глазах", сквозь реальный мир, в котором он живет, начал проступать какой-то более яркий и будоражащий. В итоге он ушел, чтобы попытаться туда попасть. Много лет спустя родственники получили известие, что в Рио-де-Жанейро найден труп бродяги, который опознали как этого героя. Кажется, ему так и не удалось попасть в тот мир, который видел он один. [Цитата]город принимал странный вид: дома, улицы, вывески, трубы - все было как бы сделано из кисеи, в прозрачности которой лежали странные пейзажи, мешаясь своими очертаниями с угловатостью городских линий; совершенно новая, невиданная мною местность лежала на том же месте, где город. Случалось ли тебе испытывать мгновенный дефект зрения, когда все окружающее двоится в глазах? Это может дать тебе некоторое представление о моих впечатлениях, с той разницей, что для меня предметы стали как бы
прозрачными, и я видел одновременно сливающимися, пронизывающими друг друга - два мира, из которых один был наш город, а другой представлял цветущую, холмистую степь, с далекими на горизонте голубыми горами.
Я был бы идиотом, если бы захотел дать тебе уразуметь степень потрясения, уничтожившего меня до полного паралича мысли; пестрая вереница красок сверкала перед моими глазами, небо стало почти темным от густой синевы, в то время как яркий поток света обнимал землю. Ошеломленный, я поспешил назад. Я пришел домой по каменному настилу мостовой и восхитительно густой траве изумрудного блеска. Поднимаясь по лестнице, я видел внизу, в
комнате привратника, продолжение все той же, имевшей полную реальность картины - дикие кусты, ручей, пересекавший улицу.
С наступлением вечера двойственность стала тускнеть; еще некоторое время я различал линию таинственного горизонта, но и она угасла, как солнце на западе, когда мрак ночи охватил город.
На следующий день я проснулся, продолжая разглядывать второй мир земли с чувством непостижимого сладкого ужаса. Не было более оснований сомневаться; тот же странный, великолепный пейзаж сверкал сквозь очертания города; я мог изучать его, не поднимаясь с постели. Широкая, туманная от голубой пыли, дорога вилась поперек степи, уходя к горам, теряясь в их величавой громаде, полной лиловых теней. Неизвестные, полуголые люди двигались непрерывной толпой по этой дороге; то был настоящий живой поток; скрипели обозы, караваны верблюдов, нагруженных неизвестной кладью, двигались, мотая головами, к таинственному амфитеатру гор; смуглые дети, женщины нездешней красоты, воины в странном вооружении, с золотыми украшениями в ушах и на груди стремились неудержимо, перегоняя друг друга.
Это походило на огромное переселение. Сверкающая цветная лента толпы, звуки музыкальных инструментов, скрип колес, крик верблюдов и мулов, смешанный разговор на непонятном наречии - все это действовало на меня так же, как солнечный свет на прозревшего слепца.
Грина волнует идея, что то, что грезится романтикам, превращая их в глазах окружающих в сумасшедших, может существовать на самом деле. Что мир может быть не таким, каким мы привыкли его считать, и безумцы - единственные, кто видит его таким, как на самом деле. Но рассказ устарел со всех точек зрения, сейчас интересен только в качестве памятника литературы.


Г. Ф. Лавкрафт «Селефаис» (1922, рассказ)
Г. Ф. Лавкрафт «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» (1943, повесть) [Комментарий]"Сновидческий цикл", герои попадают-пропадают в тех местах, которые сначала видят во сне.

Джон Бойнтон Пристли «Другое место» (1953, рассказ) [Сюжет]Герой не смог вернуться обратно в мир, полностью похожий на наш, только живой и теплый, а не тусклый, унылый и депрессивно-безразличный друг к другу, начиная с погоды. Очень печально, что получается, что изменить в нашем ничего нельзя, можно только искать возможность перейти в другое место, где все налажено "как надо" само по себе. Люди общаются друг с другом тепло и живо, а не формально, как будто думая в момент разговора о чем-то своем (именно это мучит героя сильнее всего)[Цитата]Что угнетает героя Пристли в нашем мире:
"Вы знаете Блэкли? Удивительный город — не успеешь приехать, уже хочется бежать куда глаза глядят. Особенно в ноябре: дождь льет и льет, и такое впечатление, что солнце больше не светит; во всяком случае, я его не видел. Такой город можно построить только в наказание самим себе. Блэкли всегда рад самому темному и дождливому ноябрьскому дню. Когда я вставал, было еще темно, а часам к четырем уже темнело снова, и непрерывно шел дождь. И даже если в помещении опускали шторы и включали свет, я не замечал, чтобы становилось светлее."
И еще:
"Если я когда-нибудь попаду в ад, там не будет пламени, серы и рычащих дьяволов; там будет привокзальная гостиница в Блэкли и дождливое ноябрьское воскресенье, которому нет конца."
И еще:
"Наверно, к тому времени я так озверел от одиночества, что всего этого мне было мало, а на большее я рассчитывать не мог. Нас по-прежнему что-то разделяло, и я не знал, как к ним пробиться. Если я делал шаг навстречу, они отступали. Так бывает, когда придешь в дом, где все чем-то обеспокоены — болезнью, о которой при вас не говорят, или тем, что дочь связалась с неподходящим человеком; хозяева очень любезны и всячески ублажают гостя, но по-настоящему им не до вас. Уходя, я чувствовал себя более чужим, чем переступая порог их дома. И все-таки даже тогда… скоро вы поймете, почему я говорю даже тогда… что-то подсказывало мне, что мы с Баттеруортом и Доусоном могли бы стать настоящими друзьями, если бы только нам удалось убрать эту стеклянную стену, которая нас разделяет."
Тема "стеклянной стены", разделяющей людей и мешающих им преодолеть бездну одиночества - одна из лейтмотивов Пристли.


Рэй Брэдбери «Запах сарсапарели» (1953, рассказ)

Джек Финней «О пропавших без вести» (1955, рассказ) [Сюжет]Герою предложили билет в новый мир, где "жизнь такая, какой она должна бы быть", но в последний момент он решил, что его обманывают и упустил возможность туда попасть. А не надо быть таким мнительным, иногда настоящие чудеса случаются только с доверчивыми дураками.[Цитата]
- Чего вы ищете? Чего вы хотите?
Я перевел дыхание, потом сказал:
- Избавиться.
- От чего?
- Ну... - я замялся, так как никогда еще не выражал этого в словах. От Нью-Йорка, пожалуй. И от городов вообще. От тревоги. И страха. И от того, о чем я читаю в газетах. От одиночества. - Теперь я уже не мог остановиться: я знал, что говорю лишнее, но слова лились сами собой. - От того, что я никогда не делаю того, что мне хотелось бы, и ни от чего не получаю особенного удовольствия! От необходимости продавать свою жизнь, чтобы жить. От самой жизни - по крайней мере, от такой, какая она сейчас. - Я взглянул ему прямо в лицо и закончил тихо: - От всего мира.


Роберт Шекли «Лавка миров» (1959, рассказ) [Сюжет]Житель мира после ядерной войны, заплатив всем своим состоянием "пара армейских сапог, нож, два мотка медной проволоки и три небольшие банки мясных консервов", попадает на год в мир недавнего прошлого,
где у него есть дом, жена, дети, детские болезни вроде кори, и текущая крыша, и яхта, которую они с сыном вместе строят и спускают на воду... Некоторые вещи осознаются как счастье, только будучи трагически утрачены.


Стивен Кинг «Короткая дорога миссис Тодд» (1984, рассказ)

Тим Пратт «Волшебный мир» (2006, рассказ для любителей кино) [Сюжет]Любитель кино наталкивается на новый магазинчик с прокатом диском "Волшебный мир кино", и постепенно понимает, что фильмы в нем из другой реальности, альтернативного мира. [Цитата]Пит подошёл к полке с фантастикой, и его чуть удар не хватил. «Я, робот» — но не нынешний, посредственный, с Уиллом Смитом, а более ранний. Автор сценария — Харлан Эллисон. Действительно, был такой сценарий по роману Азимова, и его даже издали отдельной книгой, а вот фильм в производство не пошёл. «Студенты, небось, наснимали», — пробормотал Пит; да и название кинокомпании ни о чём не говорило. Что там ещё: «обладатель «Оскара» за лучший сценарий-адаптацию»? Студенческая шутка? Ничего себе — прямо-таки фильм из другой реальности. Пожалуй, стоит посмотреть. Хотя, опять же, не укладывалось в голове, как он мог ничего не слышать об этом? Может, в самом деле, работа здешних старшекурсников? Пит взял диск, подошёл к кассе и достал кредитную карточку.В магазине работает девушка-любительница кино, и в развязке она выходит в мир Пита, чтобы начать в нем новую жизнь. Для человека, не знающего историю кино, большая часть деталей не срабатывает, пропускаясь как "балластная".
Tags: Рэй Брэдбери, Стивен Кинг, книги
Subscribe

Posts from This Journal “Стивен Кинг” Tag

  • Стивен Кинг. Дети кукурузы

    "Дети кукурузы" (1972) - ужасный рассказ Стивена Кинга. Ужасный в обоих смыслах - это хоррор с развязкой "все умерли", хуже которого я у Кинга ничего…

  • Зеленая миля (фильм 1999)

    Вот примерно с таким отставанием я кино и смотрю. Правда, посмотреть это кино однажды уже пробовала. Тогда меня оттолкнул персонаж Дага Хатчисона,…

  • Запах сарсапарели. Рэй Брэдбери

    На "Запахе сарсапарели", который так удачно вспомнила forwalaka вместе с "Розой для Экллезиаста", меня перемкнуло. Я начала судорожно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments

Posts from This Journal “Стивен Кинг” Tag

  • Стивен Кинг. Дети кукурузы

    "Дети кукурузы" (1972) - ужасный рассказ Стивена Кинга. Ужасный в обоих смыслах - это хоррор с развязкой "все умерли", хуже которого я у Кинга ничего…

  • Зеленая миля (фильм 1999)

    Вот примерно с таким отставанием я кино и смотрю. Правда, посмотреть это кино однажды уже пробовала. Тогда меня оттолкнул персонаж Дага Хатчисона,…

  • Запах сарсапарели. Рэй Брэдбери

    На "Запахе сарсапарели", который так удачно вспомнила forwalaka вместе с "Розой для Экллезиаста", меня перемкнуло. Я начала судорожно…