iismene (iismene) wrote,
iismene
iismene

Большой (2016)

Фильм Валерия Тодоровского о становлении балерины. Не какой-то конкретной, а личности в профессиональной среде и сфере.


После "Мании Жизели" "кино про балерин" больше не хотелось, тем более, что иви предложило этот фильм с анонсом про соперничество двух лучших учениц. У Тодоровского до этого смотрела "Стиляг" (2008), и мне понравилось. Поэтому "Большому" дала минут десять на попытку: интересно же, насколько "режиссерская манера" узнаваема.

Похоже, я оказалась всерьез неравнодушна к манере Тодоровского. У фильма интересный монтаж, события прошлого и настоящего постоянно перетекают друг в друга. Например, у станка стоят балерины и делают элемент из нескольких движений. Так на каждое будут показаны девочки разного возраста: взрослая девушка, совсем кроха, подросток, снова взрослая. Это невозможно смотреть под вязание, отвернуться - потерять нить, но мельтешение времен и возраста героев почему-то не раздражает и не вызывает ощущения клипа, зачем-то растянутого на длинный фильм. Вместо линейного развития событий возникает странноватое ощущение единства всех времен, в котором все вещи существуют одномоментно, а не поочередно, сменяя и вытесняя друг друга.

Одна из героинь фильма напомнила Мишку Карася из "Ликвидации", что внешне, что подачей образа гопника-беспризорника. Мишка мне понравился, но его интонации в исполнении девочки, буквально, слух резали. И еще можно придраться к анахронизмам. Например, в одной из сцен показывают, как уличные танцоры разбегаются от ментов, волоча за собой магнитофон, а в другой героиня Фрейндлих, жалуясь на пропажу сережек, говорит "...это же не телефон в конце-концов потерять". Между таким магнитофоном и первыми мобильными телефонами прошло больше лет, чем показано в фильме. И таких деталей при желании можно насобирать с десяток, а потом оживленно спорить, что, когда и у кого, все-таки, успело появиться, и надо ли было показывать в кадре спорткар именно этого года выпуска. Но все это не отвлекает от истории, которая вышла достаточно глубокой и разноплановой, чтобы каждый нашел повод подумать о чем-то своем.

Например, какой решимостью надо обладать, чтобы выбрать для собственного ребенка среду и жизненный путь на всю оставшуюся жизнь. Фильм наглядно показывает статистический разброс от вышедших в примы через кордебалет к выпавшим из обоймы. Простояв сызмальства у станка, трудновато адаптироваться к нормальной среде, есть риск застрять на орбите, даже если профессиональные высоты не светят. Показано, как мальчик, мечтавший "вот положу матери аттестат на стол и уйду из балета, займусь чем-нибудь другим!" танцует роль второго плана. Или как девочка, мечтавшая работать в Большом, действительно получает там работу... костюмера. Или о том, каково жить и работать в тесной профессиональной среде, в которой все знакомы друг с другом максимум через третьи руки?

И еще меня заинтересовала роль Фрейндлих, героиня которой страдает старческими провалами памяти. Домогаров играет "павшую звезду", и мне до сих пор интересно, как снималась сцена, где он стыдит стриптизершу за трусы, не подходящие по цвету к чулкам и корсету. У него там настолько не наигранно пьяный взгляд, что я заподозрила, что он на самом деле напился под съемку, потому что сыграть такие глаза, по-моему, попросту невозможно.
Tags: Кино
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • "Остаток дня" (1993)

    Он же "На исходе дня", фильм с Энтони Хопкинсом, снятый по роману Кадзуо Исигуро. Я смотрела в надежде лучше понять происходящее в книге. Роман -…

  • "Расправь крылья": душевное кино

    Френдам на заметку: теплый, душевный, приятный, духоподъемный фильм, отлично подходит для просмотра с детьми. "Расправь крылья", вот ссылка на…

  • Ноябрь, читательский дневник

    Опять почти ничего не читала:( Смотрела: Работа без авторства. В качестве фильма о добровольных жертвах идеологизированного сознания меня сильно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • "Остаток дня" (1993)

    Он же "На исходе дня", фильм с Энтони Хопкинсом, снятый по роману Кадзуо Исигуро. Я смотрела в надежде лучше понять происходящее в книге. Роман -…

  • "Расправь крылья": душевное кино

    Френдам на заметку: теплый, душевный, приятный, духоподъемный фильм, отлично подходит для просмотра с детьми. "Расправь крылья", вот ссылка на…

  • Ноябрь, читательский дневник

    Опять почти ничего не читала:( Смотрела: Работа без авторства. В качестве фильма о добровольных жертвах идеологизированного сознания меня сильно…