iismene (iismene) wrote,
iismene
iismene

Categories:

Пришвин М.М., Незабудки (1960, 1969)

Кажется, Паустовский первый назвал Пришвина "певцом русской природы". Тема человека и природы, их взаимосвязи, единства и борьбы и вправду ведущая в творчестве. Чтобы понять природу, надо рассмотреть человека, а человека не поймешь, не вглядываясь в природу. Впечатления от встреч с природой пронизывают все, что он написал.

Дневники едва ли не превышают объемом остальное творческое наследие. Вести их, тщательно сохраняя исписанные тетради, Пришвин начал в 1905 году, то есть, в тридцать с небольшим лет. Однажды у него сгорел дом. Пришвин вынес из пожара только свои тетради. В эвакуацию поехал с чемоданом, набитым тетрадками. При наступлении немцев они с женой заклеили их в резиновые мешки и закопали в лесу. После его смерти вдова просила приготовить цинковый гроб с паяльником, чтобы закопать и сохранить в случае угрозы обыска с изъятием. Последние двадцать пять лет своей жизни она эти тетради разбирала, расшифровывала и издавала. Одним из результатов ее трудов стали "Незабудки".

Посмотрим теперь на сами дневники. Вот, например, [Цитата]
Что остается надолго, то рождается от цельной личности в муках и радости, совершенно так же, как в природе рождается жизнь. Добраться бы в себе до этого синтеза рождения личности, как ученые добираются до синтеза белка, – вот соблазнительный и опасный путь творчества!
Соблазнительно потому, что хочется власти над этим, хочется занять первое место в природе и управлять этим творчеством, как механизмом. И в то же время это очень опасно, потому что рассудок становится врагом твоей личности.
Мне кажется, величайшую радость жизни, какая только есть на свете, испытывает женщина, встречая своего младенца после мук рождения. Я думаю – эта радость включает в себя ту радость, какую частично испытываем и все мы в своем счастье. Так вот и хочется мысль, найденную для своего обихода в искусстве о поведении, распространить на всех.
Но я могу быть цельным только на восходе солнца, когда все еще спит, а другой утром спит и цельным бывает глубокой ночью. И мне скажут, что Сальери был в поведении, но у него ничего не выходило в сравнении с Моцартом – человеком без поведения.
В том-то и дело, что поведение в моем смысле не есть школьное поведение, измеряемое отметками. Мое поведение измеряется прочностью создаваемых вещей, и с этой точки зрения Моцарт вел себя как следует, как творец цельной личности, и не подменял ее рассудочным действием.
Так вот я хотел бы сказать и о себе, что моя поэзия есть акт моей дружбы с человеком, и отсюда все мое поведение: пишу – значит люблю.
Приходил некий молодой писатель. «Пишите, как живете, – сказал я ему. – Представьте себя самого: вы идете и что-то думаете. Вы думаете о себе самом, о своем деле и каким вам показаться среди людей. Вот так и пишите, о своей душе, о своем деле и как вам выйти на люди».


Что останется, если убрать пояснение "Великий Дневник Пришвина"? Допустим, в ленте такой пассаж, подписанный каким-то неизвестным ником? Проберет?

Лично у меня по мере чтения нарастала легкая белая зависть к самодовольству Пришвина и его убежденности в собственной значимости. ЧСВ (чувство собственной важности), как это метко называют современные детки. Потрясающий эгоцентризм. Человек назначает себя и свои ощущения мерой всех вещей, и щедро делится этой мерой с окружающими, предлагая им за готовый эталон.

Текст существует лишь в сочетании с читателем. Мне как-то ближе оказался Шварц, для которого слова "мое творчество" представлялись почти не возможными. А у Пришвина и его "творческое сознание" и "его поэзия" и каждая мелочь "АКТ". Не вытянула я его "Незабудки" на книгу. Лучше бы и не бралась, оставшись при детских воспоминаниях о "Жень-шене" и "Кладовой солнца" с рассказами.

[Набросок]


Tags: Рисование, книги
Subscribe

Posts from This Journal “Рисование” Tag

  • Рисовальный лытдыбр: тыквы

    С появлением новой порции жж-френдов, не привыкших к моим милым и вполне простительным чудачествам, я каждый раз заново ломаю себя, чтобы выложить…

  • Лытдыбр: про сирень и День Крокодила

    В очередном Дне Крокодила затеяли рисовать азбуку или алфавит, которые никто не мешает рисовать, например, цветочными. Причем буквы ведь можно брать…

  • И снова про цветение с рисованием

    Как уже упоминалось, в этом году я завела артбук. И пока мне нравится, и какая там получается летопись с картинками, и что мои начали регулярно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Posts from This Journal “Рисование” Tag

  • Рисовальный лытдыбр: тыквы

    С появлением новой порции жж-френдов, не привыкших к моим милым и вполне простительным чудачествам, я каждый раз заново ломаю себя, чтобы выложить…

  • Лытдыбр: про сирень и День Крокодила

    В очередном Дне Крокодила затеяли рисовать азбуку или алфавит, которые никто не мешает рисовать, например, цветочными. Причем буквы ведь можно брать…

  • И снова про цветение с рисованием

    Как уже упоминалось, в этом году я завела артбук. И пока мне нравится, и какая там получается летопись с картинками, и что мои начали регулярно…