iismene (iismene) wrote,
iismene
iismene

Categories:

Ли Сын У. Тайная жизнь растений

Мое первое знакомство с корейской литературой, оно же "книга восточноазиатского автора". Наверно, любовный роман, по крайней мере, главная тема - "Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает. Я за тобою следую тенью, я привыкаю к несовпаденью" с). Персонажи романа ходят друг за другом, иногда рассуждая о своих чувствах. Показался несколько наивным и напомнил индийские фильмы времен ранней юности, вроде "Танцора Диско", "Месть и закон", "Как три мушкетера". Но, возможно, это всего лишь национальный колорит с менталитетом, которых я попросту "не снимаю", ввиду того, что с культурой совсем не знакома, даже ни одного южнокорейского фильма не смотрела.

[Сюжет]Семья главного героя разобщена, они не разговаривают и даже не едят вместе, домработница жалуется, что ей приходится четыре раза подавать завтрак. Мать работает в кафе "Одуванчик", в котором когда-то была официанткой, а теперь стала владелицей. Отец целыми днями молчаливо играет сам с собой в шашки. Главный герой уходил из дома, но вернулся после того, как его брату оторвало обе ноги. Основав бюро "Пчела и муравей", он пытается зарабатывать мелкими услугами, главным образом, посредническими. А еще он устраивает брату встречи с проститутками и следит за собственной матерью, потому что кто-то неизвестный его на это подрядил. Брат раньше был прекрасным фотографом-репортажником, снимавшим "правду жизни", но теперь у него припадки агрессивной мастурбации, предотвратить которые может только встреча с проституткой. Пока гг не взял организацию на себя, мать сама носила брата в квартал лотосов. Главный герой влюблен в девушку. Девушка любит его брата, но имеет ее при этом муж собственной сестры, злой и коварный человек, привыкший получать все, что пожелает. Выслеживая мать, гг узнает, что она любила другого мужчину и родила первенца именно от него. Отец гг всю свою жизнь любит мать, а мать продолжает любить этого самого мужчину, с которым ее разлучила злая судьба и плохие люди. заканчивается все семейным обедом, устроенным гг: они наконец-то заговорили друг с другом и сделали хоть что-то вместе.

Читалось все это очень хорошо, пока я не поняла, что брату-инвалиду - 35 лет, девушка - его ровесница, матери - 56, отцу около того, а главному герою - около тридцати. И вот тут я удивилась всеобщей инфантильности. Не могу представить, какой должна быть жизнь, чтоб сохранить к такому возрасту столь детскую непосредственность. Но с интересом продолжила читать о том, как "люди хотят стать или становятся деревьями".

"Каждое дерево — воплощение чьей-то несчастливой любви," - говорит автор почти в самом начале книги. И в послесловии добавляет:
[Цитата]
Каждое дерево символизирует человеческую личность. В литературном пространстве все существует лишь в связи с человеком. Даже божества. Я хотел создать сад для героев моей книги, которые хотели стать или уже стали деревьями. Мой роман — это их сад. Закономерно это или нет, но он очень хрупкий. Потому что такого места нет или почти нет.


Отец постоянно возится с растениями и рассказывает главному герою, как ощутить их тепло и жизнь. Брат-инвалид Ухен заворожен диким лесом и мифами о превращении в деревья:
[Цитата]
Там была история Дафны, превращенной в лавр по вине Аполлона.
«Свободная и прекрасная нимфа Дафна убегает от Аполлона, он вот-вот настигнет ее, Дафна уже чувствует его дыхание, и тут нимфа начинает молиться своему отцу, божеству реки:
— Сделай меня другой! Забери красоту, приносящую мне лишь несчастья!
В тот же миг она превратилась в дерево».
Тут же я нашел рассказ о возлюбленной Пана, бога лесов и рощ, — нимфе Питис, превращенной в сосну.
«Пан и Борей любили Питис. Борей был богом северного ветра. Узнав, что Питис предпочитает ему Пана, Борей, мучимый ревностью, сталкивает Питис со скалы. Пан, найдя тело Питис, превращает его в черную сосну».
Здесь же была история о красавице, умершей от любовной тоски и превратившейся в миндальное дерево.
«Фракийская принцесса Филлида ждет с войны возлюбленного. Из-за поломки его корабль снимается с якоря и возвращается на родину позже, чем его ожидали, а Филлис тем временем, не в силах вынести тоски по любимому, умирает. Богине Гере становится жаль несчастную девушку, и она превращает ее в миндальное дерево».


Огромную работу по собирательству и систематизации мифов он заканчивает собственной историей о превращении Ухена и Сунми в сосну и стиракс, реально растущих в лесу в обнимку:
[Цитата]
Два дерева стоят совсем рядом. Их ветви и корни переплетаются, как руки и ноги заключивших друг друга в объятия людей. Даже став деревьями, они не теряют свою любовь и нежность. Даже теперь их чувства живы. Наоборот, только теперь, став деревьями, они смогли свободно выразить все, что было у них на сердце. Только теперь они могут достичь той полноты любви, которой не смогли достичь, когда были людьми. Все в них — любовь и нежность. На белом свете не сыскать любви более страстной и крепкой, чем любовь Ухёна и Сунми. Это чувство — вот, что привело их в царство растений.


Пальма на утесе становится для каждого из героем символической метафорой, замеченным и осмысленным знаком. История одной пальмы:
[Мать]
А я и не знала, что здесь растет такая чудесная пальма. Когда я приезжала сюда несколько раз, думая — вдруг мы встретимся, то этой пальмы не видела.
— Хозяин тоже был поражен. В день нашего приезда он, увидев эту высоченную, до неба, пальму, все повторял: «Не может быть, не может быть».
— И правда, не может быть. Но дерево выросло, значит то, во что нам трудно поверить — возможно.
— В солнечные дни хозяин любил подолгу сидеть на скамье под пальмой. Он рассказал мне ее историю.
— В тот день, много лет назад, гуляя по берегу моря, мы нашли на песке диковинное зернышко, — мать смотрела по очереди то на меня, то на брата.
— Хозяин сказал, что оно попало сюда через Тихий океан из Бразилии, а может быть из Индонезии, — взволнованно заметил старик.
— Он закопал зернышко на обрыве перед домом: кажется, он хотел проверить, приживется ли это экзотическое дерево из тропиков в Намчхоне, который принадлежал нам и только нам, — со вздохом сказала мать.
Она рассказала, как тогда они замолчали, задумавшись об этом зернышке, пересекшем Тихий океан: не символ ли это их умопомрачительной любви? Они поставили свою любовь на это зернышко. Все их упования и чаяния сосредоточились на этом дереве: вырастет или нет?
— Если честно, мы не верили в то, что такое возможно, — сказала мать. — Почва тут другая, климат тоже…
Мать не закончила фразу. Почва тут другая, климат тоже, а ведь выросла огромная, до неба пальма — на глазах у матери появились слезы. «Символ любви» — надо же, я сам был растроган чуть не до слез. Теперь я понимал ту ирреальную сцену, которую видел из своего укрытия, то странное поведение матери на утесе, над которым высилось огромное дерево.



[Сын]
...из головы не выходил рассказ о зернышке из бразильских или индонезийских джунглей, которое пересекло Тихий океан, попало на вершину холма и выросло здесь в огромную пальму, смотревшую теперь на Тихий океан с высоты. Почва тут другая, климат тоже, а зерно несколько лет в чуждой для него земле боролось за то, чтобы дать росток. Оно не только боролось, но приспосабливалось и терпеливо ждало. До тех пор пока здешние климат и почва не стали для него родными. Корни дерева достигают моря, которое принимает пальму в свои объятия. Нет, наоборот. Дерево обнимает море. Дерево больше и шире моря. Мне представляется, как длинные корни пальмы, уходящие глубоко под землю, простираются под Тихим океаном до самых джунглей Бразилии или Индонезии. Ни одна живая душа не знает, что каждую ночь пальма прорезает воды Тихого океана. Кощунственно было бы полагать, что это дерево не двигается, приковано к своему месту. Посмотрите на нее, на эту пальму, пересекшую Тихий океан. Разве можно говорить, что, сделав это однажды, она не сможет сделать это снова? Я думаю, что дерево перемещается, просто людям не дано это видеть.


[Девушка]
Девушке снится сон о несчастной любви музыканта и дочки вельможи. Разлученные происками злого человека, несчастные влюбленные превращаются в деревья, растущие по разные стороны моря.
— Морской бог жалел, что был так суров с бедной девушкой. Он раскаивался в своей жестокости. Поэтому превратил и ее в зернышко. Через некоторое время на том месте, где она умерла, выросло дерево. Его вершина устремлялась в небеса. Как будто тянулось к тем самым звездам, которыми любовались юноша и девушка, когда клялись друг другу в вечной любви… Так на противоположных берегах моря стояли два огромных дерева, соединяющих небо с землей. Казалось, они были готовы кинуться в море и поплыть. Но они не умели плавать. Не умели летать. Не могли двигаться, а просто стояли каждый на своем месте. Казалось, что любовь двух людей, превращенных в деревья, окончена. Но это не так. Это был не конец. Завершение этой истории было таинственным, чудесным и совершенно неожиданным. Когда на землю опускались ночи, те самые звездные ночи, под покровом которых двое когда-то клялись в вечной любви, деревья удивительным образом приближались друг к другу. Изо всех сил они тянулись корнями, как стрелами, через море. Корни деревьев бежали во всех направлениях, прорезая толщу морской воды. Наконец, встретившись посередине моря, они сплетались в одно целое. Как руки двух любящих людей, они гладили и ласкали друг друга. Как нежны и горячи были их объятия!


[Сын]
Это дерево… Тридцать пять лет назад на этот берег выбросило волной зернышко. Когда в конце долгого плавания зернышко попало сюда, здесь были мужчина и женщина. Все было против их любви. Они хотели убежать туда, где не действуют законы реального мира. Думали, вот он, их рай. Даже если это было не так, они были полны решимости сами создать его здесь. Но их ожидания не оправдались. Жестокая сила вторглась сюда извне и разрушила их любовь. Однако на этом самом месте из крохотного зернышка выросла огромная пальма. Вот это дерево, смотрите. Вот воплощение их желаний и мечтаний. Вот что осталось от их несчастной любви.


[Отец]
Я начал ухаживать за пальмой на вершине холма, и то, что она адаптировалась к чуждому ей климату, почве и дала всходы, было похоже на чудо. Хотя бы для того, чтобы посмотреть на это чудо, я не мог не ездить туда — пальма, которая недавно была мне по колено, стала с меня ростом, потом в два, три, четыре раза выше. Наверно, глядя на пальму, я ждал, что и со мной может произойти чудо, но теперь я знаю, что все было напрасно.


Резюме: роман прочитался с удовольствием и интересом, но что-то я не могу сказать, насколько понравился. Точно понравились, как вплетаются "ботанические мотивы". К концу мероприятия сделаю обзор, как именно в прочитанных книгах "использовалось ботаническое", самой стало интересно систематизировать.

[Набросок]

Tags: Рисование, книги
Subscribe

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Роботы все совершеннее

    В рамках восстановления справедливости. Был случай, ругалась я на книжного робота лайвлиб, который "лично для меня" на основании моих оценок и…

  • 5 любимых книг (флешмоб)

    Начальные абзацы пяти любимых книг. Рано поутру я редко бываю в форме, а уж тем более в первые дни йоркширской весны, когда пронизывающий…

  • Чеслав Милош, "Долина Иссы"

    Кажется, я только что дочитала свой "роман года" 2021. Это "Долина Иссы" Чеслава Милоша. В небольшом для романа объеме - многообразие и глубина…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Роботы все совершеннее

    В рамках восстановления справедливости. Был случай, ругалась я на книжного робота лайвлиб, который "лично для меня" на основании моих оценок и…

  • 5 любимых книг (флешмоб)

    Начальные абзацы пяти любимых книг. Рано поутру я редко бываю в форме, а уж тем более в первые дни йоркширской весны, когда пронизывающий…

  • Чеслав Милош, "Долина Иссы"

    Кажется, я только что дочитала свой "роман года" 2021. Это "Долина Иссы" Чеслава Милоша. В небольшом для романа объеме - многообразие и глубина…