iismene (iismene) wrote,
iismene
iismene

Categories:

Агата Кристи. Неоконченный портрет (1934)

Женская проза, психологический роман. Сюжетно - история одного развода, от младенчества героини и до душевной реабилитации после распада семьи.

Описание детских лет явственно перекликается с "Автобиографией" Агаты Кристи, при этом ее не повторяя. Оно интересно с точки зрения жизнеустройства английских средних классов в начале двадцатого века. Бабушка очень колоритная, роман можно прочитать только ради одного этого персонажа, хоть он и второго плана.

Может возникнуть недоумение: если это про развод, зачем начинать настолько издалека? Какая разница, какой сад, дом, обои в детской, няня и кухня с кухаркой были у главной героини, Селии? Какое значение имеет, что она долгое время ежедневно писала письма ушедшей из дома няне? Или, что плакала над бабочкой, вживую приколотой к шляпке, не зная, как объяснить, почему ей от этого плохо? Зачем так подробно про детство, при том, что история любви скомкана до скоропалительного предложения и не менее скоропалительной женитьбы, а сама семейная жизнь показана, буквально, в нескольких эпизодах?

Но в какой-то момент понимаешь, что это история о том, как "высокочувствительный тип" (в терминологии современных психологических школ) не ужился с лишенным воображения прагматиком, который при неразвитом эмоциональном интеллекте (в терминологии современных психологических школ) умеет лишь намечать и добиваться целей.

Так что долгая предыстория нужна, чтобы объяснить, как устроены такие люди, показать высокочувствительный тип в развитии, через поступки и реакции. Второй тип тоже показывается в развитии благодаря дочке главной героини, Джуди. Она похожа на папу, как вылитая, "она такая же, как отец" звучит рефреном. Сложности, возникающие у главной героини с единственной и горячо любимой дочкой, наглядно проясняют, почему "в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань".

Дочке безразлично почти все, что сама Селия любила в детстве и любит сейчас. Джуди не любит волшебных сказок, и не понимает, зачем что-то воображать, когда катишь, например, по саду обруч. Обруч - это обруч, и сколько не представляй, ничем другим не станет.

Джуди редко о ком-то скучает, словно у нее и вправду "с глаз долой из сердца вон". Дермота после смерти родителей воспитывали тетушки, одну из которых он, по его же словам, любил как мать. Дермот отправляет им поздравления и подарки ко всем праздникам, но никогда не ездит их навещать и не приглашает к себе. "Зачем? - удивляется он, когда Селия предлагает их пригласить, - это будет неудобно и им, и нам." "Но разве ты не скучаешь?" - удивляется Селия. Нет, он не скучает, его занимают те люди, что находятся возле него сейчас. А прошлое - это прошлое, зачем забивать им голову? И дочка такая же, как отец. Однажды Джуди рассказывает Селии, как ее подружке по играм в парке попала соринка в глаз. Девочка сидела на скамейке и плакала, а Джуди - бегала, потому что "любит носиться". "А ты бы не хотела, чтобы рядом с тобой кто-то посидел и пожалел тебя, если бы тебе в глаз попала соринка?" - спрашивает ее Селия. Нет, зачем? - искренне удивляется девочка. И видно, что она и в самом деле не почувствовала бы себя без сочувствия одинокой и брошенной. Но отличаются они друг от друга не только разной потребностью в соучастии других людей. Например, для Селии многое значит и сад, и природа вообще, а для Джуди и Дермота все сады одинаковы, будучи всего лишь "местом, где растут растения".

Поэтому развод с мужем кажется едва ли не закономерным, и не слишком удивляет, что сама Селия говорит о том, что дочка выросла не близким ей человеком. "Она сейчас замужем. - рассказывает Селия, - я позаботилась о ней материально. Я ее очень люблю, но у меня ощущение, что такие, как я, нужны таким, как она, только ради материального." Близость далеко не всегда зависит от кровного родства. Любовь тоже не всегда и не все решает. Иногда самое прекрасное, что ты можешь сделать для любимого человека, это не мешать ему и не навязываться, ни самому, ни своего - видения, желаний, представлений... Последнее - не мое выводы, их делает героиня этого романа.

Хороший роман, потому что обычно, когда рассказывают о разводе, даже полностью вымышленном, непроизвольно встают на сторону одной из сторон. Кристи как-то ухитрилась обойтись без выяснения, кто более неправ, наглядно проиллюстрировав расхожее клише про несовместимость характеров. Иногда дело, действительно, оказывается не в эгоизме как таковом, хотя он присущ абсолютно всем и каждому, а в том, что параллельные плоскости не пересекаются, даже если между ними проскочила искра.
Tags: Агата Кристи, книги
Subscribe

Posts from This Journal “Агата Кристи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments