iismene (iismene) wrote,
iismene
iismene

Categories:

Агата Кристи. Пропавшая весной

Анонс к книге: "до чего может додуматься благополучная во всех отношениях женщина, если ей больше нечего делать, кроме как обдумывать свою жизнь". Но это не дамский роман, как может показаться после такой аннотации, его можно рассматривать в одном ряду с рассказами и повестями Сомерсета Моэма. И стилистика тоже похожа.

Джоанна Скудамор возвращается из Багдада, где навещала дочь, в Лондон сухопутным путем. Это недельное путешествие с многочисленными пересадками и ночевками в гостиницах. В первую из них она встречает подругу, которую в годы их юности обожала вся школа Святой Анны. А потом дожди размывают железнодорожный путь, и Джоанна застревает в глухом египетском углу и с пары "добрых" подругиных фраз погружается в рефлексию. Неделя рефлексии, за которую задним числом пересматривается вся жизнь. 

Директриса школы, прекрасный педагог и мудрая женщина, напутствовала Джоанну при выпуске: "Не будь самодовольной!" Она предлагала Джоанне использовать имеющийся ум, чтобы видеть вещи такими, как они есть на самом деле, а не принимать, какими кажутся или какими хотелось бы их видеть. Что важнее - быть или казаться - главная тема романа. 

Джоанне есть, чем гордиться. Любящий муж, трое хорошо воспитанных детей, у всех уже свои семьи, прекрасный дом, жизнь - полная чаша. Все идет должным образом, потому что Джоанна умеет правильно все устроить. По образцу, предназначенному людям ее круга с рождения.

Но кто скажет гадость лучше доброй, еще школьной подруги? Вот беспутная Бланш, загубившая свою жизнь, и сказала, что у мужа Джоанны глаза блудливые. И еще, что  младшая дочка Джоанны выскочила замуж, лишь бы вырваться из дома и от Джоанны, но раз теперь у нее ребенок, то появился шанс, что все наладится. 

И вот Джоанна сидит в размокшей от дождя пустыне, и вспоминает, как же у нее все хорошо, что бы эта Бланш там не говорила. И чем больше вспоминает, тем сильнее все переворачивается с ног на голову. Оказывается, на самом деле все не так, как кажется. 

Муж Джоанны, Родни, мечтал купить ферму и заняться сельским хозяйством. Но Джоанна убедила его стать парнером в адвокатской конторе дядюшки, потому что это обеспеченный доход и красивый дом в городе. В итоге Родни тоскует в пыльной конторе, часами наблюдая в окно за субботними ярмарками скота, и готов бесконечно рассуждать о породах коров. А их сын закончил сельскохозяйственный колледж, не смотря на протесты Джоанны, и уехал в Родезию фермером, где женился на какой-то австралийской девице не их круга, с которой познакомился в дороге.

А еще Родни, оказывается, был влюблен в странную невзрачную тетку Лесли, измученную родами и семейными неурядицами. Ее муж совершил растрату в банке и сел в тюрьму (вот позорище!), а Лесли пришлось переехать в деревню, и самой выращивать и продавать овощи, чтоб содержать детей. А потом она умерла от рака. Родни так в нее влюблен, что боится сесть рядом, чтоб случайно не соприкоснуться...

Страшая дочь спуталась с женатым мужчиной, совсем как беспутная Бланш в свое время. С доктором, жена которого умирает от неизлечимой болезни. "Ты не должна нас расстраивать!" - говорит Джоанна, в ужасе уговаривая дочь. Но убеждает влюбленную девочку не она, а Родни.

Он говорит, что брак - это не только любовь, но еще и договор, в том числе и быть вместе в болезни и лишениях. И дочь мешает доктору исполнить его часть договора, а ведь когда он его заключал, вероятность, что любовь пройдет, а жена заболеет, его не смущала, он имел ее в виду. А еще скандал, связанный с романом, лишит его возможности вести научные исследования и представлять их результаты. Он станет изгоем и лишится возможности заниматься любимым делом. А человек без любимого дела жив лишь наполовину. Если человека любишь, нельзя с ним так поступать... В итоге дочка выходит замуж за более подходящего, на взгляд Джоанны, мужчину, но на вопрос, счастлива ли она, отвечает, что очень постарается. 

И вот так переворачивается вся жизнь Джоанны. Выясняется, что в ее жизни "все не то, чем кажется". Оказывается, на самом деле она не знает ни одного из членов своей семьи, потому что не видит никого из них, интересуясь только внешней стороной. Их даже "близкими людьми" назвать нельзя, потому что близости нет. Джоанна превратила их жизнь в снимок family look. И, похоже, у самой Джоанны за душой ничего, кроме желания "выглядеть прилично". Все сводится к тому, чтобы представить все в лучшем виде, соответствующем общественным стереотипам и ожиданиям. Ничего, что не вписывается в желаемый вид, Джоанна в упор не хочет видеть. 

И вот с Джоанны как будто начинает слазить шелуха самодовольства. Она как будто оживает. Но... 

История Джоанны напоминает историю госпожи Шалота, которую так любили рисовать художники-прерафаэлиты. Там девушка в высокой башне пряла, глядя в зеркало. И лишь однажды рискнула, не смотря на запрет, выглянуть в окно, чтоб увидеть реальную жизнь, а не ее отражение. Вот и Джоанна смотрит в зеркало собственных иллюзий. Но, случайно обернувшись к окну, и увидев жизнь реальной, предпочитает сохранить сложившееся положение, остаться дальше сидеть в башне и смотреться в зеркало. Возможно, это и к лучшему. Госпожа-то Шалота в окно увидела прекрасного рыцаря, побежала к нему из башни и погибла.

Если кажется, что после столь подробного пересказа, читать в романе нечего, то вы плохо подумали про Кристи и слишком хорошо про меня. Это малая часть. Роман глубже, тоньше, изящней и богаче. Там много деталей, стоящих чтения, даже если сюжет не показался интересным, а "внутренние изменения характеров" заслуживающими внимания.
Tags: Агата Кристи, книги
Subscribe

Posts from This Journal “Агата Кристи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Posts from This Journal “Агата Кристи” Tag