iismene (iismene) wrote,
iismene
iismene

Categories:

Лакфиоль

В романе "Роза и тис" тис фигурирует лишь в качестве символа. В детективах ему повезло больше. Агата Кристи во время Первой мировой работала медсестрой в госпитале, а после войны - фармацевтом в аптеке. Благодаря такому опыту она разбиралась в токсикологии, и, видимо, поэтому отравление - самое распространенное из преступлений в ее романах. Википедия говорит, что всего в ее библиографии 83 отравления. И тис с привлекательными красными ягодами - явный лидер, что он страшно ядовит, я узнала именно из детективов Агаты Кристи, задолго до того, как впервые его увидела.

Но в этом романе не только у тиса роль от прикладной возвышена до символической. Изабелла, главная героиня, любит красные розы, темную, почти коричневую лакфиоль и бледные розовато-лиловые левкои. И обсуждение этого факта работает на раскрытие характеров и символики заголовка с эпиграфом. [Цитата]"Неожиданно Изабелла серьезным тоном спросила, как я думаю, почему красные розы очень недолго стоят в воде.
Мы принялись обсуждать этот вопрос. Я поинтересовался, какие цветы ей особенно нравятся. Изабелла назвала красные розы, темную, почти коричневую лакфиоль и густо сидящие на стебле бледные розовато-лиловые левкои. Выбор показался мне странным, и я спросил, почему ей нравятся именно эти цветы.
– Не знаю, – ответила Изабелла.
– Вы просто ленитесь думать! Прекрасно знаете, только не даете себе труда подумать.
– В самом деле? Ну что же, хорошо. В таком случае я подумаю.
Она сидела, выпрямившись, очень серьезно обдумывая ответ. Когда теперь я вспоминаю Изабеллу, я вижу ее именно такой. И всегда, до конца жизни, буду помнить ее сидящей на каменной резной скамье. Всю в ярком солнечном свете... Голова гордо поднята, длинные тонкие руки спокойно сложены на коленях, лицо серьезное... Она думает о цветах.
– Мне кажется, я люблю эти цветы, – наконец заговорила она, – потому что к ним приятно было бы прикоснуться... они такие великолепные... как бархат... И еще потому, что у них прекрасный запах. На кустах розы выглядят некрасиво. Роза должна быть сама по себе... в стеклянном бокале. Тогда она прекрасна! Но только очень короткое время... вскоре она поникнет и умрет. Не поможет ни растворенный в воде аспирин, ни обжигание стебля. Все это хорошо для других роз. Ничто не может сохранить крупные темно-красные розы... Я бы хотела, чтобы они не умирали.
Это была самая длинная речь, которую я слышал от Изабеллы. Ей было интереснее говорить о розах, чем о Гэбриэле."


Второй раз цветы возникают, когда рассказчик видит Изабеллу последний раз и в ее, и в своей жизни. Девушка вышивает их на куске старого, слегка выгоревшего серого шелка.[Цитата]"– Чем же вы занимаетесь, Изабелла?
Ответ был типичным для нее. Она протянула мне свое вышивание.
– Я начала его три недели назад. Вам нравится? – спросила она озабоченно.
Я взял в руки вышивку. Это был кусок старого шелка, нежно-серого цвета, слегка выгоревший и очень мягкий. На нем Изабелла вышивала композицию из темно-красных роз, лакфиолей и бледных розовато-лиловых левкоев. Это была прекрасная работа, изящная и тонко выполненная."


И вот тут я задумалась, а как же это было устроено в былые времена? Когда не было магазинчиков "Дамское счастье" на каждом углу и, тем более, интернета, с возможностью найти и скачать схему для какой угодно вышивки?

По шелку вышивали, скорей всего, гладью, простой, с настилом или объемной. Хью оценивает вышивку как "прекрасная работа, изящная и тонко выполненная". Это возможно в двух вариантах. Первый - работа почти закончена, так что видно картинку. Второй - к шелку приметана калька с рисунком, поверх которого кладется гладь. Но откуда Изабелла взяла рисунок? Получается, сама нарисовала красные розы, лакфиоли, левкои, вдобавок, не отдельными цветками, а какой-то сложной композицией, раз все цветы - во множественном числе? Из тех вещей, что в былые времена должна была уметь любая приличная девушка?

Ну, а я даже не знала, что за цветок такой - лакфиоль. Оказалась, ее же зовут желтофиолью. Желтофиоль я знала и раньше, но только словом из стихотворения Бродского "Зимним вечером в Ялте", в котором она растет в горшках, и явно в доме, на подоконнике, раз мимо проносятся снежинки.
[Цитата]Итак - улыбка, сумерки, графин.
Вдали буфетчик, стискивая руки,
дает круги, как молодой дельфин
вокруг хамсой заполненной фелюги.
Квадрат окна. В горшках - желтофиоль.
Снежинки, проносящиеся мимо...
Остановись, мгновенье! Ты не столь
прекрасно, сколько ты неповторимо.
(январь 1969)


Не пытаясь выяснять вид, представляла себе какую-то жимолость, видимо, по аналогии с "каприфолью" из определения типового вида. А желтофиоль, вот, оказывается, какая. Крестоцветная, похожая на матиолу.

Tags: Агата Кристи, И.А.Бродский, Рисование, Цветы, книги
Subscribe

Posts from This Journal “Агата Кристи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments

Posts from This Journal “Агата Кристи” Tag