iismene (iismene) wrote,
iismene
iismene

Categories:

Живу беспокойно. Из дневников Е.Л.Шварца

Еще одно издание, 2008 года, какого-то неизвестного мне издательства. Структура заметно отличается от "Позвонков минувших дней". Будто в эту версию "писательских дневников" отобрали заметки, связанные с работой: "сегодня закончил пьесу, никогда еще не работал так мучительно". Или "Сценарий «Царь Водокрут» принят в Москве «Союздетфильмом». Ставит Роу. Пьесу все пишу да пишу. Читал Акимову. Едва не поссорился с ним." Цитата, От 16 января 1947 года (Заметки сопровождаются годом и датой).

[Spoiler (click to open)]
"Года с двадцать шестого были у меня толстые переплетенные тетради, в которые я записывал беспорядочно, что придется и когда придется. Уезжая в декабре 41-го из Ленинграда в эвакуацию на самолете, куда нам разрешили взять всего по 20 кило груза, я тетради эти сжег, о чем очень жалею теперь. Но тогда казалось, что старая жизнь кончилась, жалеть нечего. В Кирове в апреле 42-го завел я по привычке новую тетрадь, которую и кончил вчера... По бессмысленной детской скрытности, которая завелась у меня лет в тринадцать и держится упорно до пятидесяти, не могу я говорить и писать о себе. Рассказывать не умею. Странно сказать – но до сих пор мне надо сделать усилие, чтобы признаться, что пишу стихи. А человек солидный, ясный должен о себе говорить ясно, с уважением. Вот и я пробую пересилить себя. Пишу о себе как ни в чем не бывало. Сейчас первый час. Вдруг мороз пропал. За окном постукивают капли – дождь идет как будто. На душе смутно. Я мастер ничего не видеть, ничего не обсуждать и верить, даже веровать, что все обойдется. Но через этот туман начинает проступать ощущение вещей, на которые глаз-то не закроешь. Лет много. Написано мало. Навыков профессиональных нет. Каждую новую вещь я начинаю писать, как первую, со страхом."


Получается, что Шварц, по всей видимости, возвращался к периодам, описанным в сгоревших тетрадях. Возможно, были темы, проходившие рефреном, из тех, к которым возвращаются снова и снова. И, видимо, его тетради были своеобразным гибридом писательских записных книжек ("для сказки может пригодиться – деревня, где вечно дует северный ветер. Избы выгнулись, как паруса, и стволы деревьев выгнуты, и заборы."), органайзера ("17 июля я уехал в Котельнич, гостил у Рахманова и пробовал делать то, что умею хуже всего,– собирал материалы для пьесы об эвакуированных ленинградских детях." Или "Я за это время написал пьесу, которую назвал «Далекий край». Это пьеса об эвакуированных детях. 13 сентября я поехал в Москву, повез пьесу в Комитет. Ее приняли. В Москве я прожил до 4 октября. Бывал у Шостаковича. Познакомился там с художником Вильямсом, с его женой – артисткой, которая играла Варвару в «Айболите». Заключил договор на пьесу в кино . «Одна ночь» ходит по рукам, ее хвалят очень Шток, Шкваркин, Шостакович, Каплер."), дневника и мемуаров.

Пока что попался единственный фрагмент, что я помню по "Позвонках минувших дней" ("Сегодня мне исполнилось пятьдесят лет. Что я сделал? Что сделано к пятидесяти годам? Не знаю, не знаю. Каждую новую работу начинаю, как первую. Я мало работаю. Что будет? Не знаю. Если сохраню бессмысленную радость бытия, умение бессмысленно радоваться и восхищаться – жить можно. Сегодня проснулся с ощущением счастья.")

Как будто из разных тетрадей! Впрочем, пока что я прочитала недостаточно, чтобы иметь возможность сравнивать.

Похоже, с дневниками Шварца огромную роль играли составители. Как бы мне хотелось академическое издание, из тех, в которых такие вещи печают целиком, без купюр и произвольного составительского отбора!
Tags: Е.Л.Шварц, книги
Subscribe

Posts from This Journal “Е.Л.Шварц” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments