iismene (iismene) wrote,
iismene
iismene

Category:

Письма не о любви. Виктор Шкловский

Евгений Шварц в "Позвонках минувших дней" вспоминает, как Шкловский, когда уставал, уходил от гостей в другую комнату и там спал. Однажды комната оказалась единственной, так Шкловский прямо в ней лег на диван и тут же при гостях и заснул. И в этот момент пришла жена Арагона, Эльза Триоле, та самая, которой тридцать лет назад были написаны "Письма не о любви", а Шкловский - даже не проснулся, удивляется Шварц.

Шкловский - прекрасный литературовед и критик, один из основателей ОПОЯЗа и "формальной школы". Написал множество сценариев еще для немых фильмов. Он умен и ироничен. Его фразы вроде "по гамбургскому счету", "автобусу мы уступаем не из вежливости", "живая лиса на меховой фабрике" и т.п. разошлись на афоризмы почти как грибоедовские.

Эльза Триоле - младшая сестра Лили Брик, именно она познакомила их с Маяковским. Говорят, у нее были безумно красивые глаза. Что Арагон посвятил им целую поэму не удивительно, от мужа - вполне логично ждать. Но не его одного они вдохновляли, например, у Анри Матисса есть картина "Глаза Эльзы".

Несколько писем в книге Шкловского написаны Эльзой, Алей, Алик. Говорят, она занялась писательством после того, как Горький расхвалил одно из них. Вот интересно, какое? В 1925 году вышла ее первая собственная книга, и потом она написала много других, их печатали большими тиражами в том числе и в Советской России.

Что за книга "Письма не о любви", так восхитившие Шварца, думаю, лучше всего сказал сам автор в предисловии: [Spoiler (click to open)]
"Первоначально я задумал дать ряд очерков русского Берлина, потом показалось интересным связать эти очерки какой-нибудь общей темой. Взял «Зверинец» («Zoo») — заглавие книги уже родилось, но оно не связало кусков. Пришла мысль сделать из них что-то вроде романа в письмах.
Для романа в письмах необходима мотивировка — почему именно люди должны переписываться. Обычная мотивировка — любовь и разлучники. Я взял эту мотивировку в ее частном случае: письма пишутся любящим человеком к женщине, у которой нет для него времени. Тут мне понадобилась новая деталь: так как основной материал книги не любовный, то я ввел запрещение писать о любви. Получилось то, что я выразил в подзаголовке, — «Письма не о любви».
Тут книжка начала писать себя сама, она потребовала связи материала, то есть любовно-лирической линии и линии описательной. Покорный воле судьбы и материала, я связал эти вещи сравнением: все описания оказались тогда метафорами любви.
Это обычный прием для эротических вещей: в них отрицается ряд реальный и утверждается ряд метафорический."


Рассказывать, о чем она, все равно, что пытаться пересказать стихотворение. Мелькнула при чтении, правда, забавная мысль, что Шкловский, похоже, всерьез опередил свое время: "письма не о любви" похожи по стилистике на современный блог, один из "камерных" прозаических жанров, возникших после появления сети. Но вот в начале двадцатых годов прошлого века (почти сто лет назад!), когда была написана эта книга, такая манера письма смотрелась весьма свежо, чтобы не сказать, новаторски.
Tags: В.Б.Шкловский, книги
Subscribe

Posts from This Journal “В.Б.Шкловский” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments