iismene (iismene) wrote,
iismene
iismene

Categories:

Крупная рыба (2003)

Фильм Тима Бертона, снят по роману Дениэла Уоллеса "Крупная рыба. Роман мифологических пропорций". Мне очень понравился, точно буду пересматривать и обязательно чуть позже, когда схлынет и подзабудется впечатление, прочитаю книгу. Ни одна из аннотаций на фильм не передает сути. Верить можно двум словам: "фантастическая трагикомедия". И это потому, что в паре абзацев изложить, о чем он, физически невозможно даже гению аннотаций. Из тех вещей, что стоит смотреть самому, если "фирменная" манера Тима Бертона не внушает отвращения. Обязательно найдется что-то свое, и фильм отзовется и прозвучит, "будто разные смотрели".

Эдвард Блум всю жизнь рассказывает сыну сказки. Сначала сын по-детски охотно верит любимому папе, а потом обижается, заподозрив, что совсем не знает отца, потому что тот всю жизнь вешает всем лапшу на уши. Что годится маленькому мальчику, ведь не пройдет со взрослым мужиком, у которого скоро собственный сын появится? Какая рыбалка, если похоже, что отцовские вечные разъезды - это всего лишь другая семья в каком-то другом месте? Но, естественно, в итоге понимает, что отец не врал, а каждая из его фантасмагорических историй - всего лишь метафора, мифологизирующая обыденную жизнь. 

И вот этих метафор, превращающих жизненные истории в сказочные, в фильме - на любой вкус, начиная от начальной "поймать крупную рыбу на обручальное кольцо", через сквозную "крупной рыбой становится лишь та, что не клюет на мелкие приманки" до финальной "стать именно той рыбой, какой и являешься". 

Фильм буквально завораживает волшебным преображением обыденной жизни. И достигается это чудо настолько простым приемом, что к концу сказка прочно сплетается с повседностью и становится едва ли не по-детски обидно за ту, на которую не обращаешь внимания в своей собственной. Сразу спохватываешься, что сказка - вот она, уже существует, ничего не надо выдумывать, главное - не отказывать в признании, уметь заметить вовремя!

Одна из сказок Эдварда Блума - про ведьму со стеклянным глазом, заглянув в который каждый видит, как умрет. У мальчика есть выбор, знать или не знать, как все закончится. Он решает, что лучше знать, потому что это скорее помогает, чем мешает в жизни. Например, можно не бояться опасностей: "я умру не здесь!" Поэтому Эдвард Блум не боится действовать, даже когда дело кажется рискованным. Тим Бертон - известный мастер нагнетать и сгущать атмосферу, достаточно хоть "Сонную лощину" вспомнить. И вот в этом фильме тоже хватает эпизодов, наводящих на мысль, что "сейчас начнется ужастик", или с героем хотя бы гадость какая-нибудь крупная случится. Но он не боится, зная, что умрет не здесь, смело идет в темноту, в которой что-то ужасное громко возится и, кажется, хрустит костями... И все оборачивается к лучшему! Герой обязательно чему-то учится, обретает новый жизненный опыт и знания, обзаводится новыми верными друзьями и возможностями.

Казалось бы, это все потому, что у героя - волшебный "лайфхак", нерядовое преимущество. Но... Он ведь получил его не в подарок, а в награду. За то, что сам по себе не испугался в самый первый раз! Пойти ночью в ужасный запущенный дом на болоте, поговорить с ведьмой и заглянуть в ее страшный стеклянный глаз. И ведь не испугался, не потому, что его "на слабо" брали или поддержку оказывали, а потому, что характер такой.

И вот это умение за страшным черным лесом ужасающих обстоятельств увидеть зеленую лужайку миража-оазиса, населенную множеством хороших вещей и людей, которые с радостью откроются навстречу, стоит всего лишь с ними поговорить по-человечески, для меня стало "заглавной метафорой" фильма.

Но если вы подумали, что это - спойлер, и теперь про этот фильм все понятно, ошибаетесь! Там еще великаны, непризнанные поэты, грабители банков, дельцы с Уолл-Стрит, оборотни, нарциссы полями, цирк, прыжки с парашютом, близнецы, любовь, семейные сложности, свадьбы и многое-многое другое, все не перечислишь, даже если задаться целью. Потому что китайцы, похожие на корейцев, хотя реальная война, на которой персонаж мог пропасть без вести, была во Вьетнаме, и те затесались! И все это красиво снято, по крайней мере, на мой вкус человека, не искушенного в киноязыке. 

Любителям разнообразных нарративных практик и теории, что наша жизнь - это истории, которые мы про нее рассказываем, рекомендую как обязательный к просмотру: стоит пары десятков книг из библиографии. Очень наглядно визуализирует теорию.
Tags: Кино
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • "Остаток дня" (1993)

    Он же "На исходе дня", фильм с Энтони Хопкинсом, снятый по роману Кадзуо Исигуро. Я смотрела в надежде лучше понять происходящее в книге. Роман -…

  • "Расправь крылья": душевное кино

    Френдам на заметку: теплый, душевный, приятный, духоподъемный фильм, отлично подходит для просмотра с детьми. "Расправь крылья", вот ссылка на…

  • Ноябрь, читательский дневник

    Опять почти ничего не читала:( Смотрела: Работа без авторства. В качестве фильма о добровольных жертвах идеологизированного сознания меня сильно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • "Остаток дня" (1993)

    Он же "На исходе дня", фильм с Энтони Хопкинсом, снятый по роману Кадзуо Исигуро. Я смотрела в надежде лучше понять происходящее в книге. Роман -…

  • "Расправь крылья": душевное кино

    Френдам на заметку: теплый, душевный, приятный, духоподъемный фильм, отлично подходит для просмотра с детьми. "Расправь крылья", вот ссылка на…

  • Ноябрь, читательский дневник

    Опять почти ничего не читала:( Смотрела: Работа без авторства. В качестве фильма о добровольных жертвах идеологизированного сознания меня сильно…