
Снег полностью сошел с неделю назад, резким перепадом: в четверг еще лежали последние островки и плешки, а в субботу уже было плюс двадцать. В округе из дикоросов пока только первые одиночные цветки мать-и-мачехи на пригретых местах.

И... такая неожиданность! Растут кучно, десятка два-три на пяти квадратных метрах, под ногами у еживики, которая к концу мая закрывает все густой тенью.

В сообществе "трава у дома" его опознали как белокопытник, Petasítes, род из семейства Астровые. Вид, скорее всего, Petasites hybridus, поскольку он самый распространенный. Чуть позже должны появиться листья-лопухи, напоминающие мать-и-мачеху, но больше размером. На мать-и-мачеху, от которой его долгое время не отличали, похож не только нижней, беловатой стороной листьев, "подбелом", но и лекарственными свойствами. Немцы называли его "чумным корнем". Отваром листьев в средние века промывали чумные бубоны. Английское народное название butterbur связано с применением листьев для хранения в них сливочного масла.
У розенкрейцеров входил в список двенадцати священных растений (они тоже не делали различий между белокопытником и мать-и-мачехой), соотносясь с Раком по знаку Зодиака.
Его листьями питаются гусеницы махаона, пара видов совок имеют в честь него видовые эпитеты. Я все недоумевала, чем сейчас питаются первые шмели, пчелы и бабочки? Похоже, именно пыльцой белокопытника и мать-и-мачехи. Белокопытник японский едят уже и люди, причем не только японцы, но вроде бы и остальные поклонники японской кухни во всем мире. Теперь я знаю, что мне надо будет попробовать при случае. В меню, скорее всего, будет называться "фуки" или "японский ревень". На картинках выглядит еще эффектнее, чем "наш".