iismene (iismene) wrote,
iismene
iismene

Categories:

Евгений Шварц и миражи памяти. Парамнезия

Память - самое хрупкое из достояний человека, напоминает песочный замок. Капля за каплей мокрого песка. Стоит упасть, вода уходит, оставляя причудливые потеки. Но осыпаться и оплывать начинает еще в процессе возведения, даже если не подмывают набегающие волны. Но и без них песочная башня, уязвимая сразу ко всему, - солнцу, ветру, дождю, детским мячам и шагам поблизости от нее, недолго держит форму.

Воспоминания с легкостью меняются задним числом. Они не стабильны и изменчивы как миражи в пустыне - оптический обман, искажения зрения, возникающие из-за разницы атмосферных температур с поверхностными. Игры холодного и теплого воздуха. Миражи показывают отражения реальных вещей, только не там, где они реально находятся и не в том виде, какие они на самом деле есть.

В психиатрии есть понятие "парамнезия" - это качественные извращения памяти. То есть, нарушения и расстройства, выражающиеся в ложных воспоминаниях. В случае парамнезий в голове может происходить смешение прошлого и настоящего, а также реальных и вымышленных событий. Парамнезия также часто характеризуется переоценкой влияния собственной личности на исход событий, имевших место в прошлом. Наиболее известны из парамнезий, пожалуй, псевдореминисценции, криптомнезии и конфабуляции.

Псевдореминисценция - это "иллюзия памяти", при которой человек просто сдвигает по времени реально происходившие события, иногда добавляя факты, которые тоже происходили, но не связаны с вспоминаемым событием. То есть, может рассказывать как о происходящем сейчас о происшествиях многолетней давности.

Криптомнезия - это когда человек забывает источник той или иной информации, а также не может отличить реальные события от, например, мысленных намерений: ездил он на дачу к бабушке в самом деле или только собирался? То есть, "не может вспомнить, когда было то или иное событие, во сне или наяву, написал ли он стихотворение или просто запомнил когда-то прочитанное, был ли он на концерте известного музыканта или только слышал разговор об этом. Чужие идеи и чужое творчество, когда-то воспринятые человеком, через некоторое время осознаются как свои." с)

Конфабуляция - из тех "галлюцинаций памяти", при которых возникают ложные воспоминания. Факты, бывшие в действительности, могут видоизменяться как угодно, произвольно переноситься по времени и дополняться любой вымышленной дичью, чтобы заполнить возникающие пробелы.

Обычно такие вещи происходят под воздействием каких-то объективных процессов в коре головного мозга. Все-таки, биохимия мозга, - явление, до сих пор толком не изученное. Но удивляет, что нечто подобное частенько происходит и с людьми, на первый взгляд, пребывающими "в здравом уме и памяти". Подумайте сами, сколько раз вы сами сталкивались с чем-то таким в "чисто бытовом проявлении"? Такое впечатление, что люди регулярно сами "редактируют прошлое", пуская собственную память побоку.

Например, в случае тяжелых разводов, когда есть что делить, страсти-мордасти бушуют, взаимные обиды зашкаливают и накрывают, обычно можно наблюдать все "иллюзии и галлюцинации памяти" скопом. Прошлое пересматривается задним числом в собственную пользу. И человек постепенно сам вправду начинает верить тому, что изначально смотрится всего лишь попытками оправдаться. Меня каждый раз удивляет, когда я оказываюсь свидетелем чего-то подобного, как людям не жалко собственной жизни?

Например, люди прожили в целом совсем неплохо двадцать лет. Ну, как все, не без конфликтов. Муж содержал семью, будучи главным кормильцем и оставив за женой дом и воспитание детей, из-за чего и разошлись в итоге: внимания с теплом не хватило, стали совсем чужими. Что и дало себя знать при возникновении первых же материальных осложнений. В итоге жена с праведным негодованием всем рассказывает, как этот мерзавец "всегда держал семью в черном теле", искренне забывая что "тумбочку, в которой всегда лежали деньги", что регулярную помощь теще, что оплату ее дополнительных высших образований, что путешествия по всему миру, что все остальное хорошее, чего было едва ли не побольше, чем во всех нормальных семьях. Нет, вспоминается и муссируется, обрастая множеством дополнительных подробностей, в том числе и вымышленных, лишь какой бывший/ая мерзавец/ка, и как погибла потраченная зазря молодость.

Меня всегда занимает вопрос, как людям в таких ситуациях не жалко собственного прошлого? Ведь ради того, чтобы оставить во всем виноватым мерзавцем/кой бывшую любимую, бывшую вторую, бывшую половину, они добровольно отказываются от того периода жизни, когда были счастливы. Благополучный период жизни задним числом осмысляется как череда тягостных лишений. Да, я знаю, что такие вещи обычно происходят от чувства вины, то есть стремления переложить собственные или совместные грехи на другого. Вторая наиболее частая причина - острая обида "за отобранное", когда боль от потери образа жизни настолько сильна и резка, что не остается ничего другого, кроме как закидать грязью и оболгать все былое, чтобы оно не вызывало сожалений. Иначе не выжить. Но память такая хрупкая игрушка. От таких игр она ломается... Как не страшно ею рисковать, будто ребенок, долбящий чем-то хрупким об пол исключительно звону ради?

У Шварца в "Позвонках минувших дней" мелькает "невинный пример" подобной "бытовой конфабуляции", совершенно "бескорыстной", что называется. Естественно, он не мог не привлечь моего внимания. Вот цитата:

[Spoiler (click to open)] «Итак, когда кончилась торжественная часть и я сидел с актерами, а художница рисовала, — вдруг разговорилась Зандберг. И я подивился немощи человеческой памяти. Она мне же, с глубокой уверенностью в том, что так и было, стала рассказывать, как был написан «Ундервуд». Нет, значит, прошлое и в самом деле не существует. Разбитная, сильно пожилая женщина, называя меня Женей, повторяла: «Неужели вы не помните», уверяла меня и всех присутствующих в следующем. Когда Уварова лежала в больнице, я навестил ее вместе с Зандберг. (Ничего подобного не было. Я ни разу не навестил Уварову. В те годы я не так хорошо был с ней знаком.) И чтобы утешить больную, я сказал ей: «Ты, Лиза (я в те годы был с Уваровой на «вы»), ты, Лиза, в моей пьесе будешь играть старуху, которая всех щиплет. А вы, Верочка, пионерку, которая растет каждый день и кажется выше своего роста». И стал шутить, хохмить (о, ужас). И через неделю (не правда, «Ундервуд» я писал недели две) принес пьесу, где все эти хохмы были вставлены, — «помните, Женя?» И я ответил: «Продолжайте, продолжайте, я слушаю вас с величайшим интересом». Так оно и было на самом деле. Ничего похожего на правду! Я слушал с глубочайшим интересом и не мог представить себе, что делалось в этой душе, какой путь ей пришлось пережить за эти годы, чтобы до такой степени все забыть и научиться так подменять пережитое сочиненным. На самом же деле «Ундервуд», как это ни грустно, был написан для нее. Я от тоски и избытка сил стал играть во влюбленность. В нее. В Зандберг. И увлекся.» (Евгений Шварц)
Tags: Е.Л.Шварц, детали, книги, люди
Subscribe

Posts from This Journal “Е.Л.Шварц” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments