iismene (iismene) wrote,
iismene
iismene

Category:

В поисках потока. Психология увлеченности повседневной жизнью. Михей Чиксентмихайя

В другом переводе "Психология вовлеченности в повседневную жизнь". Это из серии "закрытых гештальтов", причем не только сам факт прочтения наконец-то полностью, но и систематизация впечатлений в виде отчета о прочитанном.

С большим интересом прочитала в свое время "Поток. Психология оптимального переживания". Эта книга устанавливает собственно понятие "потока". Чтобы не возникало ассоциаций с чем-то вроде "болтаться как ... в проруби" или "плыть по воле волн", под спойлером определение из словаря академических терминов (я в таких случаях не сторонник "пересказа своими словами"):
[Spoiler (click to open)]
"Поток - психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности. Концепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи, в неё входят также практические рекомендации для вхождения в потоковое состояние. Следует отметить, что потоковое состояние не является уникальным состоянием, его испытывают многие ученые, исследователи, успешные бизнесмены, руководители и рядовые люди. Нахождение в потоковом состоянии не ограничивается какой-то одной определенной сферой, процессом. Оно распространяется на все сферы деятельности, в которые вовлечен конкретный человек. Это состояние часто описывается исследуемыми как ощущение получения удовольствия от самореализации, повышенной и обоснованной уверенностью в себе, ярко выраженным повышением коммуникативных способностей, умением четко и ясно выражать свои мысли, убеждать собеседника, эффективно решать проблемы любой сложности или находить неординарные способы их решения. У исследуемых в потоковом состоянии повышаются показатели усваиваемости информации, активизируется память, способности к анализу информации, наблюдается легкая форма беспокойства, в связи с повышенной активностью. Окружающими человек вне потокового состояния и в потоке часто воспринимается как два разных человека."


В "Психологии оптимального переживания" компоненты этого восхитительного состояния разбираются по косточкам. А оно такое хорошее, что каждому, естественно, хочется иметь. Поэтому я с воодушевлением ожидала, что в "Психологии увлеченности повседневной жизнью" Чиксентмихайя даст готовые рецепты, а где его взять и как в него войти. И в первый раз не смогла даже прочитать ее до конца. Книга оказалась настолько "обо всем сразу", что, по моим ощущениям, граничит с "ни о чем". Будто Барбара Шер решила переключиться с тренингов на академические жанры.

Например, Чиксентмихайя разбирает день человека на составные части, кропотливо при помощи исследований подтверждая, сколько времени тратится на сон, сколько - на уход за собой и хозяйственную деятельность, сколько - на еду, сколько на работу, сколько на досуг, сколько из него - на хобби. Рассматривает, как менялось отношение к тому или другому аспекту. Например, как люди относились к работе раньше и как сейчас. Как изменилось это отношение в связи с тем, что во многих областях процесс и результаты стали восприниматься несколько эфемерными. Ну, сравните наглядную зримость и весомость результатов, например, крестьянского труда с работой клерка, что "бумажки перекладывает". Исследует, как изменились виды и формы досуга. Разбирается, в какие моменты люди ощущают больше всего удовлетворения и/или удовольствия. Анализирует увеличение "пассивных видов досуга". Ухитряется мимоходом порассуждать, почему смотреть кино проще, чем читать, но чтение при этом чаще вызывает то самое чувство потока, и почему заниматься деятельностью, не требующей подготовки, проще, чем чем-то таким, что сначала надо организовать. В общем, там действительно, практически обо всем и сразу. Много интересных фактов и рассуждений. Хватает любопытных интерпретаций. Например, мне ужасно понравился вот этот момент о самопознании, которое не обделено вниманием и в его религиозных аспектах:

[Spoiler (click to open)] «В ХХ веке самопознание сильно идентифицировалось с фрейдистским психоанализом. Сформированный под влиянием политического цинизма времени между двумя мировыми войнами, психоанализ ставит свою задачу скромно: он предлагает самопознание, не ставя перед собой цели сказать, что человеку надо делать с тем, что он о себе узнал. И понимание, которое он предлагал, настолько глубокое, каким оно было, также часто ограничивалось открытием некоторых ловушек, в которые обычно попадает «эго» - пагубных чувств, возникших в результате существования семейного треугольника и последующего подавления сексуальности. Несмотря на важные открытия психоанализа, его неудача заключалась «в том, что он давал ложное ощущение уверенности людям, которые верили, что, открыв свою детскую травму, они теперь будут жить более счастливо. Увы, наше «эго» - более коварно и сложно, чем такое о нем представление.

Психотерапия основывается, главным образом, на воспоминаниях и последующем обсуждении их с обученным психотерапевтом. Этот процесс размышлений под руководством специалиста может принести значительную пользу, и по своей форме он не сильно отличается от предписания Дельфийского оракула. Трудность заключается в том, что популярность этой формы терапии ведет к тому, что люди верят, что с помощью самоанализа и размышлений о своем прошлом они смогут решить свои проблемы. Обычно этого не происходит, потому что линзы, через которые мы смотрим на прошлое, искажены именно той проблемой, которую мы хотим решить. Чтобы получить пользу от размышлений, необходим опытный психотерапевт или долгая практика.

Более того, привычка к размышлению, которую поощряет наше нарциссическое общество, на самом деле может ухудшить ситуацию. Исследования с помощью Выборочного Изучения Опыта показывают, что когда люди думают о себе, их настроение обычно негативно. Когда человек начинает размышлять, не имея для этого специальных навыков, первые мысли, которые возникают в его сознании, обычно бывают депрессивными. Если в состоянии потока мы забываем о себе, то в состоянии апатии, беспокойства или скуки наше «эго» обычно выходит на передний план. Поэтому если мы не владеем мастерством размышлений, занятие «размышлениями над проблемами» обычно ухудшает ситуацию вместо того, чтобы ее облегчить.

Большинство людей думают о себе только тогда, когда их дела идут плохо, и в результате они вступают в порочный круг, в котором беспокойство в настоящем отражается на прошлом, а болезненные воспоминания делают настоящее еще более мрачным. Один из способов, как разорвать этот круг, заключается в том, чтобы приобрести привычку размышлять над своей жизнью, когда у вас есть причины, чтобы быть ею довольными, когда вы находитесь в приподнятом настроении. Но еще лучше направлять свою психическую энергию на те цели и отношения, которые принесут вам гармонию косвенным образом. Испытав поток в результате сложного взаимодействия, мы получим конкретный и объективный отклик, и нам не нужно будет прилагать усилия, чтобы думать о себе лучше.»


Все очень хорошо и верно подмечено, но обратите сами, каков тематический разброс, например, с этими цитатами. А под спойлерами собраны не симпатичные афоризмы, а именно емкие тезисы, разворачиваемые в отдельные главы-рассуждения. В данном случае я совершенно не опасаюсь перебрать с цитатами, поскольку, ознакомившись с их подборкой, можно не читать остального, "принцип мы поняли" с):

[Spoiler (click to open)] «Для того чтобы испытать поток, может помочь наличие ясных целей – не потому что именно достижение целей является важным, а потому что, не имея цели, трудно сконцентрироваться и не отвлекаться. Так, альпинист ставит перед собой цель достичь вершины не потому, что у него такое сильное желание достичь ее, а потому что эта цель делает занятие альпинизмом возможным. Если бы не вершина, то подъем на гору был бы бесцельным занятием, которое оставляет у человека ощущение беспокойства и безразличия.»

«Научиться управлять своими целями – это важный шаг на пути улучшения качества своей повседневной жизни. Но для этого совсем необязательно ударяться в крайности спонтанности, с одной стороны, или полного контроля, с другой стороны. Наилучшее решение заключается, возможно, в том, чтобы понять истоки мотивации, признать необъективность наших желаний и ставить перед собой скромные цели, которые создают порядок в нашем сознании, не привнося большого беспорядка в наше социальное и материальное окружение.»


[Spoiler (click to open)]«Пассивный досуг и развлечения не предоставляют нам больших возможностей для применения наших способностей. Мы испытываем поток, когда вовлечены в те виды деятельности, которые дают нам возможность применить наши навыки, а именно, занимаясь умственным трудом и активным отдыхом.»

[Spoiler (click to open)]«Большинство из нас накапливают внимание очень осторожно. Мы скупо тратим его только на серьезные вещи, которые имеют для нас значение; мы заинтересованы только в тех вещах, которые способствуют нашему благополучию. Объектами, которые наиболее всего достойны нашей психической энергии, являемся мы сами, а также те люди и вещи, которые дают нам какое-то материальное или эмоциональное преимущество. В результате у нас практически не остается внимания, чтобы участвовать в жизни мироздания на его собственных условиях, удивляться, узнавать что-то новое, сочувствовать, преодолевать границы, очерченные нашим эгоцентризмом.»

«Большинство из нас научилось экономить свое внимание, чтобы направлять его на сиюминутные нужды существования, и у нас остается мало энергии для того, чтобы интересоваться природой Вселенной, нашим местом в космосе или чем-то еще, что не принесет нам выгоды в достижении наших сиюминутных целей. Но без бескорыстного интереса жизнь неинтересна. В ней нет места для чуда, открытий, удивления и преодоления границ, обусловленных нашими страхами и предрассудками. Если вы не развили в себе любопытство и заинтересованность в раннем детстве, вам стоит приобрести их сейчас до того, как станет слишком поздно улучшать качество вашей жизни.»


[Spoiler (click to open)]«Многие вещи, которые кажутся нам интересными, не являются таковыми по своей природе, пока мы не постараемся обратить на них внимания. Насекомые и минералы не кажутся нам очень привлекательными, пока мы не начнем их коллекционировать. Большинство людей тоже не кажутся нам интересными, пока мы не узнаем, как они живут и о чем они думают. Марафоны и скалолазание, игра в бридж и драмы Расина довольно скучны, но только не для тех, кто приложил достаточно много внимания, чтобы понять всю их сложность. Как только мы сконцентрируем свое внимание на каком-то сегменте реальности, перед нами открываются бесконечные возможности для действия – физического, интеллектуального или эмоционального – и применения наших способностей. У нас никогда не будет достаточно веского оправдания своей скуке.»

[Spoiler (click to open)]«Чем больше психической энергии мы вкладываем в болезненное для нас событие, тем реальнее оно становится, и тем больше энтропии входит в наше сознание. Но мы также не решим проблему, если откажемся от этого переживания, постараемся подавить его или интерпретировать по-другому, поскольку эта информация затаится в глубине нашего сознания, лишая нас психической энергии и препятствуя ее распространению. Будет лучше, если мы посмотрим своему страданию прямо в глаза, признаем его и почтем его присутствие, а затем как можно быстрее сконцентрируем свое внимание на тех вещах, которые мы сами для этого выбрали.»

[Spoiler (click to open)]«Никто не может вести великолепную жизнь, не чувствуя, что он принадлежит к чему-то более великому и вечному, чем он сам. Это заключение, общее для всех религий, которые давали смысл человеческой жизни на протяжении долгих веков истории человечества. В наши дни, когда нас все еще опьяняют великие открытия в науке и технологии, мы рискуем забыть об этом откровении. В США и других технологически развитых странах индивидуализм и материализм почти окончательно возобладали над приверженностью своему сообществу и духовным ценностям"

[Spoiler (click to open)]«Все больше кажется, что мы прячем голову в песок, чтобы не слышать плохих новостей, и скрываемся за заборами своих домов под защитой вооруженной охраны. Однако наша личная жизнь не может быть хорошей, пока мы остаемся в стороне от проблем общества, что знал Сократ и поняли те, кто недавно пережили диктатуру в своих странах. Было бы намного легче, если бы мы были ответственны только за самих себя. К сожалению, мир устроен по-другому. Активная ответственность за остальное человечество и за мир, частью которого мы являемся, это необходимая составляющая хорошей жизни.»

[Spoiler (click to open)]«Однако истинная задача человека заключается в том, чтобы уменьшить энтропию в своем окружении, не увеличивая ее в своем сознании. Буддисты дают хороший совет, как это можно сделать: «Всегда поступай так, как будто будущее Вселенной зависит от того, что ты сделал, и смейся над собой, если ты думаешь, что твои дела что-то меняют». Именно такой серьезный юмор, такое сочетание участия и смирения делают возможным относиться к делу с полной вовлеченностью, и в то же время непринужденно. Имея такое отношение к делу, человеку совершенно необязательно побеждать, чтобы чувствовать себя удовлетворенным; поддержание порядка во Вселенной становится целью, приносящей удовлетворение само по себе, без каких-либо последующих благ для человека. В этом случае, возможно испытывать радость даже тогда, когда ты ведешь проигрышную войну за доброе дело.»

Резюмируя, могу сказать, что книга оставила по себе ощущение, граничащее с легким недоумением. Сформулировать ее суть можно в одной фразе: "Активные виды деятельности всегда лучше пассивного времяпрепровождения." Невольно задумываешься, а этот простой, в сущности, тезис, вправду надо сопровождать таким количеством объяснений, обоснований и доказательств, вдобавок, с исследованиями? Предмет которых, некстати сказать, местами производит едва ли не комический эффект. Или тезис так раздут, потому что принцип "публикуйся или сдохни" до сих пор является ведущим в определенных кругах?

Но, по крайней мере, я поняла, почему мне так нравится водить автомобиль: этому моменту в ней тоже уделена толика внимания. Но книга не из тех, что я кому бы то не было стану рекомендовать. Скорее любопытно, чем познавательно. А извлечь пользу, похоже, удастся только людям, склонным мыслить уж совсем "на одной волне с автором". Для читателей иного "психологического профиля", нежели автор, окажется в лучшем случае "проходной", а то и откровенно "балластной", поскольку на "чтение удовольствия и развлечения ради" тоже не тянет.
Tags: книги
Subscribe

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Май, читательский дневник

    1. Энтони Бурден. О еде: строго конфиденциально. Строго говоря, я ее не прочитала, а прослушала. Это большое достижение для меня. Я тяжело…

  • Апрель, читательский дневник

    Чукча в этом месяце писатель, а не читатель. Поэтому прочитала всего одну книгу, зато здоровскую. 1. Марк Курлански. Гавана. Столица парадоксов.…

  • Джефф Вандермеер, Аннигиляция

    Читал кто-нибудь? Почему мне это интересно В одной статье вполне вроде приличного журнала товарищ Джефф Вандермеер предлагает всем, ну то есть,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments